Митрополит Сурожский Антоний. Труды

он отвечает: «Твой брачный пир мне не нужен, у меня свой!»

Вот ответы, которые так часто мы даем Богу, вот где начинается ответность

или ответственность наша. Бог в меня поверил, Бог мне, как Жених, предложил

Свою любовь, а я Ему отвечаю: Твои дары— да, принимаю, а Ты—

повремени. Когда истощится все земное, тогда я, может, успею обернуться к

небесному и прийти к Тебе. Как может Бог верить в такого человека? Как может

Бог по вере нас создать, верой нас одарить и жизнь Свою дать для того, чтобы

этот неверный человек опомнился? Тут тоже на что-то отвечать надо, не в порядкеответственности перед законом, а в порядке внутреннего ответа. Бог сталчеловеком. Посмотри в эти ясли: там лежит беспомощный Ребенок, Младенец,Который зависит всецело от того, что над Ним совершат, что Ему сделают. Бог вовсем Своем могуществе, во всей Своей славе предлежит перед нами в образебессильного, хрупкого, от нас до конца зависящего Ребенка— уязвимого,Который над Собой не имеет власти.А что над Ним будет сделано— мы знаем. Божией Матерью Он принят, Онастала святилищем храма. Святое святых107и Она теперь стали одно и то же. Она является местом пребывания ВсесвятогоБога, пришедшего плотью— плотью, которая вся пронизана Божеством. Иосиф всмущении, в колебании боролся с самим собой до момента, когда ангел ему открылтайну Воплощения (Мф1:20—21). Мудрецы шли, шли за звездой(Мф2:1—10), которая их вела, как говорит церковная песнь108, к Солнцу правды, кБожественному сиянию. И в Нем они каким-то непостижимым для нас образом узналичеловека, обреченного на смерть, Бога, пришедшего плотью, и Царя, Который лежитбеззащитный в яслях, отвергнутый всеми в той деревне, где Пречистая Дева иИосиф искали себе пристанище. Пастухи с чистым сердцем пришли по свидетельствуангелов и поклонились Ему, но уже в ту ночь началось Его отвержение. Какответило человечество, как ответил каждый человек на Его воплощение? ПречистаяДева стучалась в каждую дверь, ища пристанища, где родить Своего Сына, и каждаядверь захлопывалась перед Ее лицом: мы здесь своей семьей собраны, чужие нам ненужны! Нам здесь тепло, нам здесь хорошо, мы друг с другом близки, уходите,чужаки! И в это же время Ирод, боясь, что родился в эту ночь ему соперник вцарстве земном, готовил смерть Того, о Котором он знал, что Он— ЦарьИзраилев (Мф2:16—18). Воины готовились: четырнадцать тысяч детей было избитов вифлеемской области в поисках Единственного, Кого хотели убить и Кого Богуберег от человеческой неверности, злобы. Первыми мучениками были чистыемладенцы, ничем сами не провинившиеся, убитые за Христа. Вот два ответа,которые земля сразу, с первого же мгновения, дала любви Божией. Как же можетБог верить в нас?И Он верит. Он не перестал творить, Он не перестал вызывать к бытию новых иновых людей. Но за тот ответ, который мы Богу даем, разве не будем мыответственны и по-иному, в обычном смысле этого слова? Когда мы станем передНим уже не оторвавшись, а оторванные смертью от всего того, что нас порабощает