Митрополит Сурожский Антоний. Труды

воспитан в христианской вере. Можно ли так говорить неверующим врачам и

студентам?

Я думаю, что в такой форме можно говорить даже не всякому верующему.

Сказать: «Ты умираешь, но смерть не конец, а начало»— можно очень зрелому

человеку. Но что можно сделать— это постепенно готовить человека к тому,

что смерть перед каждым из нас лежит, поделиться с ним чем-то, что может его

подкрепить. Я помню несколько случаев, когда мне приходилось сидеть у больного,

умирающего, который мне говорил: «Мне страшно умирать, я себе не представляю,как это будет…» И я нескольким людям отвечал: «А я тебе расскажу, как моя матьумирала», или: «Я тебе расскажу, как во время войны умирал один солдатик, скоторым я пробыл всю ночь». Чужой опыт может помочь, причем чужой опыт чемхорош: он в тебя не бьет.Как твои слушатели реагировали на это?Вначале— очень отрицательно: это, мол, против этики, наша роль—лечить людей, а не заниматься пастырством, для этого существует местныйсвященник, существуют родные, это их дело. Мы родным объясняем: вот, ваш муж(или жена, или чадо)— в опасности смерти, вы должны его всяческиподдерживать, мы не можем ручаться за то, что он выживет…— вот в такойформе.Конечно, с кафедры научить человека, что делать с умирающими, невозможно.Занимались ли вы этими вопросами лишь с христианской точки зрения или вдискуссиях принимали участие и другие религиозные деятели?Были люди разных вероисповеданий. Но я всегда настаивал на том, что жизнь исмерть— явление универсальное и что я собираюсь читать доклад не с точкизрения православного христианина или христианина вообще, а с точки зрениячеловека, у которого есть какой-то медицинский опыт, какой-то человеческийопыт, что мы должны говорить с каждым человеком, не ставя вопрос о том, во чтоон теоретически верит. Во что он теоретически верит, когда он в хорошемсостоянии,— одно, а то, что составляет его динамичность и силужизни,— иногда другое. Бывают люди верующие, которые могут провозглашатьсвою веру с громадной силой, но перед лицом смерти вдруг оказываются, какмаленькие дети, бессильны. Поэтому я всегда оговаривал, что буду говорить олюдях вообще, независимо от их религиозных или философских убеждений. Если вкаком-то данном случае их религиозные убеждения могут сыграть роль, нужнопринимать это в учет, но в основе надо помнить, что всякий человек, которыйстоит перед смертью или чувствует, что смерть в нем бродит, в конечном итогестоит в наготе своего человечества, и подходить надо с этой точки зрения.Можно ли сказать, что двадцать пять лет этой деятельности в конце концовоставили след в медицинской практике?Думаю, что да. Везде этот вопрос был поставлен, и поставленный вопрос неумирает. Потому что врач, перед которым встал этот вопрос, будет его встречатькаждый Божий день в палате, он не сможет о нем забыть.