Митрополит Сурожский Антоний. Труды

Насколько такое воспитание повлияло на тебя? Каково теперь твое отношение

к любым испытаниям?

Я остался при старом. То есть я не принимаю лекарств, пока не дошел до

какого-то предела. Принцип тот: пока я могу функционировать, я не принимаю

ничего. Я принимаю лекарство тогда, когда боль мне мешает делать свое дело. Я

думаю, что это очень удобный способ. Ты отлично знаешь, что эта боль выносима;

если перетерпеть немножко, она даже, вероятно, пройдет.

Вот случай времен войны. Я должен был донести до медпункта большую ношулекарств. Шел я километр за километром, дождь лил как из ведра, вся дорога быласплошной лужей и слякотью. В какой-то момент, после шести-семи часов пути, яподумал: я больше не могу! Никакого санитарного пункта, никакой больницы невидно, лягу и отдохну или высплюсь… И тогда мне пришла мысль (мне кажется теперь,лучше бы ей не приходить в такой форме; мне стыдно, что свое состояние япоставил в такой контекст): «Христос нес крест. Он нигде не остановился и дошелдо Голгофы»… Я пошел дальше, и через сто метров оказалась больница, куда я шел.Я думаю, что с физическим страданием при болезни часто бывает так: онодоходит до какого-то предела, и если только ты вынесешь и научишься ненапрягаться, а как бы отдаваться, оно проходит.Чем это отличается от спартанского отношения?Я думаю, тем, что спартанец рассчитывает только на собственные силы, аверующий уверен, что ему, если будет нужда, Бог может помочь. Мне кажется этотмомент очень значительным: Бог рядом с нами и готов вступиться. Можно почти чтосказать: Он настолько тут присутствует, что порой и без врача можно обойтись,собрав внутреннюю силу и принимая то, что с тобой случается, как дар Божий. Некак наказание Божие, а как обстоятельство, которое Бог тебе дает, чтобы тыоторвался от себя, обратился к Нему, стал лицом к лицу со своей совестью и вэтом контексте посмотрел, что ты можешь делать. И если мы найдем в себе покой,внутренний строй, готовность бороться со всем тем, что не лежит в чистофизической, медицинской области,— то мы уже можем одержать если не всюпобеду, то половину ее.Полную победу— то есть исцеление?Бывает, что у человека та или другая болезнь исцеляется молитвой илипричащением Святых Тайн. Я помню один случай, когда меня как врача непохвалили. В 1939году у нас в детском лагере вдруг заболела девочка летсемнадцати. У нее оказался флебит ноги, родители нам не сказали, что ее толькочто оперировали от аппендицита, и мы, не зная этого, не приняли никаких мер. Влагере тогда была одна моя соученица с медицинского факультета, она ееосмотрела— картина была совершенно ясная. Мы вызвали врача из больницысоседнего городка, который определил то же самое. Перед тем как ехать лечь вбольницу, эта девочка исповедалась, причастилась Святых Тайн. Мы ее везли черезвспаханные поля на маленьком автомобиле, и трясло так, что она могла бы нетолько флебит иметь, но и еще какие-нибудь осложнения. Привезли ее в больницу,