Митрополит Сурожский Антоний. Труды

протоиерея Александра Троицкого, Б.Хазанова, И.В.Чаброва,

протоиерея Илью Шмаина, А.С.Щенкова, И.К.Языкову.

Богословие митрополита Сурожского Антония в свете святоотеческого Предания

Богословие митрополита Сурожского Антония

в свете святоотеческого Предания

Жизненная судьба митрополита Сурожского Антония настолько неординарна, что в

современной истории Русской Православной Церкви ей вряд ли можно найти аналог.

Родившись в 1914году в семье русского дипломата, он прошел долгий путь отстудента медицинского факультета Парижского университета до главы епархииРусской Церкви в Великобритании, старейшего по хиротонии архиерея РусскойПравославной Церкви. Этот путь включает более полувека служения Церкви вкачестве настоятеля Лондонского кафедрального собора, из них более сорокалет— в епископском сане.Не менее необычна творческая судьба Владыки Антония. Не имея богословскогообразования, он является одним из наиболее авторитетных православных богослововмира, почетным доктором богословия двух университетов и двух православныхдуховных академий. В течение своей долгой жизни Владыка Антоний мало писал; приэтом он— автор более двадцати книг на многих языках мира. Основулитературного наследия Владыки Антония составляют его проповеди и беседы,произнесенные в разных аудиториях и распечатанные с магнитофонной ленты. В1970-е и 1980-егоды эти беседы имели широкое хождение в самиздате;начиная с 1991года, они регулярно публикуются в России.Настоящий очерк не ставит целью дать исчерпывающий анализ богословскихвзглядов Владыки Антония или сопоставить их с учением Отцов Церкви по тем илииным вопросам. Мне бы хотелось здесь в более общем плане определить место,которое, на мой взгляд, занимает богословие Владыки Антония в контекстеправославной святоотеческой традиции.Кто такие Отцы Церкви?В богослужении Недели Православия наша вера определяется как вераапостольская, вера отеческая, вера православная1.А святитель Афанасий Александрийский говорит о «первоначальном Предании» и о«вере Вселенской Церкви, которую передал Господь, проповедали апостолы,сохранили Отцы»2. Такимобразом, святоотеческое наследие мыслится как прямое продолжение учения Христаи апостолов и писания Отцов представляются неотъемлемой частью православногоПредания. Но что такое святоотеческое богословие и кто такие Отцы Церкви?В учебниках по патрологии, составленных русскими авторами XIXвека,можно встретить указание на три основных признака, по которым следует отличатьОтца Церкви от обычного богослова: святость жизни, правильность учения идревность. Все эти три критерия заимствованы из традиционной католическойпатристики.Относительно первого критерия следует сказать, что в православной традициисвятость жизни всегда считалась неотъемлемой характеристикой всякого подлинногобогослова: представление о богословии как кабинетной науке, оторванной отреальной духовной жизни, Православию глубоко чуждо. В то же время очевидно, чтоличная святость далеко не всегда обеспечивает богословскую безупречностьсуждений того или иного автора. История Церкви знает немало случаев, когдаавторы богословских сочинений, причисленные к лику святых, высказывалисомнительные или даже ошибочные мнения. В связи с канонизацией сонма