Митрополит Сурожский Антоний. Труды

трагично.

Мы не принимаем людей легко. Переметнуться в другую Церковь, потому что вам

перестало быть вмоготу жить в своей, недостаточно; надо становиться

православным по положительным причинам, а не по отрицательным. Я помню собрание

пятидесяти священников в Шотландии, которые в присутствии их епископа мне

сказали, что, если Англиканская Церковь зайдет еще дальше, они будут просить о

соединении с Православной Церковью. Я им ответил: «Я вас не приму, потому что

вы не в православие идете, вы уходите от англиканства». Один из них спрашивает:«А в чем разница?» —«А очень просто: что ты Машу разлюбил— еще неоснование для того, чтобы жениться на Паше, вот и все». Надо иметь какие-тоположительные данные, чтобы выбрать веру, в которой, в общем, нелегко жить. Унас все-таки слишком мало православия в Англии, чтобы человеку, делающемусяправославным, было легко. Если вы живете в одном из центров, где у вас естьхрам или где бывают богослужения, это еще не так плохо, хотя вы можетеразорвать свои отношения с семьей и с вашим привычным окружением, но если выживете где-то, где ничего нет и, вероятно, еще десятилетие-другое ничего небудет, что тогда? Для этого нужно быть очень крепким в вере. Вы это понимаетебольше меня, но приходится смотреть очень осторожно.Сейчас преподавание богословия в Англии стало таким «вещественным». ВозьмитеНовый Завет: преподается язык, грамматика, разбирается достоверность илинедостоверность тех или других рукописей и так далее, и почти ничего неостается от сути Евангелия. Помню, группа студентов, которые должны были бытьрукоположены в Англиканской Церкви, просили меня провести с ними трехдневноеговение, то есть беседы о духовной жизни и частные беседы об их собственнойдуховной жизни; и на заключительном собрании один из студентов от имени другихпри всех преподавателях поставил мне вопрос: «Как нам вновь найти ту веру,которая нас привела в богословскую школу и которую богословская школаразрушила?» Вот каково положение.И конечно, у нас есть свое задание: просто проповедовать Евангелие, не ставяцели «обращать»: кто придет— тот придет, причем приходят многие. Впрошлом месяце я принял в православие семь человек университетской молодежи,после трех- или пятилетней подготовки. Мы не стараемся «завлекать» людей:приходит тот, кто хочет, и мы их выдерживаем долго, но зато они знают, кудапришли и для чего. Наши обстоятельства гораздо проще здешних168, поэтому мы можем себе позволитьготовить людей без конца, и выдерживать их, и мучить их ожиданием; так у насжизнь течет, и православие рождается просто стихийным образом.Я вам просто дам пример. В одной деревушке на юго-западе Англии молодойчеловек, который преподавал в соседнем городе драматическое искусство, набрелна какую-то книгу о православии, прочел, увлекся, прочел другую, третью, пятую,десятую, стал ходить, когда мог, в православную церковь и решил, что нет длянего другого духовного родного дома, отчего дома. У него жена и дочь, и онрешил, что никогда его жена не согласится на православие, поэтому он год-другой