Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
трагично.
Мы не принимаем людей легко. Переметнуться в другую Церковь, потому что вам
перестало быть вмоготу жить в своей, недостаточно; надо становиться
православным по положительным причинам, а не по отрицательным. Я помню собрание
пятидесяти священников в Шотландии, которые в присутствии их епископа мне
сказали, что, если Англиканская Церковь зайдет еще дальше, они будут просить о
соединении с Православной Церковью. Я им ответил: «Я вас не приму, потому что
вы не в православие идете, вы уходите от англиканства». Один из них спрашивает:
«А в чем разница?» —«А очень просто: что ты Машу разлюбил— еще не
основание для того, чтобы жениться на Паше, вот и все». Надо иметь какие-то
положительные данные, чтобы выбрать веру, в которой, в общем, нелегко жить. У
нас все-таки слишком мало православия в Англии, чтобы человеку, делающемуся
православным, было легко. Если вы живете в одном из центров, где у вас есть
храм или где бывают богослужения, это еще не так плохо, хотя вы можете
разорвать свои отношения с семьей и с вашим привычным окружением, но если вы
живете где-то, где ничего нет и, вероятно, еще десятилетие-другое ничего не
будет, что тогда? Для этого нужно быть очень крепким в вере. Вы это понимаете
больше меня, но приходится смотреть очень осторожно.
Сейчас преподавание богословия в Англии стало таким «вещественным». Возьмите
Новый Завет: преподается язык, грамматика, разбирается достоверность или
недостоверность тех или других рукописей и так далее, и почти ничего не
остается от сути Евангелия. Помню, группа студентов, которые должны были быть
рукоположены в Англиканской Церкви, просили меня провести с ними трехдневное
говение, то есть беседы о духовной жизни и частные беседы об их собственной
духовной жизни; и на заключительном собрании один из студентов от имени других
при всех преподавателях поставил мне вопрос: «Как нам вновь найти ту веру,
которая нас привела в богословскую школу и которую богословская школа
разрушила?» Вот каково положение.