Митрополит Сурожский Антоний. Труды

гармонии с самим собой, потому что, будучи в гармонии с Богом, вся тварь была и

в союзе взаимной любви, в строе. Это— первая, непостижимо

прекрасная встреча Бога с Его тварью и каждой твари с каждой другой. Выходя из

небытия, каждая тварь оказывалась лицом к лицу с Живым Богом, с Божественной

любовью и слышала голос Божий, призывающий ее к глубочайшему, совершеннейшему

общению с Ним. И вместе с этим каждая тварь видела перед собой все, уже Богом

сотворенное, и все, выступающее из небытия, в непостижимой красоте. Так творил

Бог мир, таким мир был, пока не отпал от Бога, сначала грехом ангельским, потомгрехом человека175.Сейчас мы ожидаем вторую встречу, которая в истории уже случиласьВоплощением Сына и Слова Божия, но которая может случиться с каждым из нас вкакой-то год, в какой-то день, когда вдруг мы увидим, поймем, восчувствуемприход Божий. Сын Божий стал Сыном Человеческим, Слово Божие стало плотью,человеческая история вместила Самого Бога, и через Воплощение все сотворенноесроднилось с Ним. Тело Христово, живое человеческое тело принадлежит этомутварному миру материи, и в нем все сотворенное, все, что нам кажется мертвым,нечувственным, вдруг себя узнало обженным, соединенным с Богом, даже нев той красоте, которая была в начале веков, а в той красоте— правда,здесь прикрытой,— к которой призвана тварь, когда, как апостол Павелговорит, Бог будет все во всем (1Кор15:28), когдаБожественная жизнь пронизает все.Каким-то очень печальным образом наименее чутко к этому относится человек, икак-то особенно грустно думать, что мы, христиане, во все это верим, все этодостоверно знаем и от древних свидетелей, апостолов, евангелистов, и из опытасвятых, и из той жизни Церкви, которой мы приобщаемся, но не живем этим сдостаточной глубиной и силой. Разве мы живем в постоянном сознании— неума, а всего нашего бытия,— что в мир, в котором мы находимся, вошел Бог?Что в сердцевине теперешней человеческой истории— Воплощение Сына Божия ичто мы, христиане, своей верой, своим знанием, своим опытом с Ним таксоединены, как никто на свете?И мы знаем, что было дальше: мы знаем, как родившегося Христа встретилачеловеческая холодность, и человеческая злоба, и ненависть. Когда Спасительдолжен был родиться, Его Мать, сопровождаемая Иосифом, стучалась во все двери,и никто двери не открыл. В Вифлееме не оказалось ни одного места для них, нигде(Лк2:7). Нам это сейчас, вероятно, особенно понятно, ощутимо, когда мыдумаем о бесчисленном количестве людей, выброшенных из своих домов, потерявшихсвои деревни и города, лишенных своего отечества, которые нигде не могутпричалить, которые никуда не могут прийти, которых никто к себе не зовет.Когда-то нужно было воображение, чтобы себе это представить; сейчас мы об этомслышим все время, нам легче себе представить, как Божия Матерь, готоваяразрешиться от Своего бремени, сопровождаемая Иосифом, искала места, где быприклонить главу, где бы ввести в мир воплощенного Сына Божия. Но у всех были