Митрополит Сурожский Антоний. Труды

думаем о бесчисленном количестве людей, выброшенных из своих домов, потерявших

свои деревни и города, лишенных своего отечества, которые нигде не могут

причалить, которые никуда не могут прийти, которых никто к себе не зовет.

Когда-то нужно было воображение, чтобы себе это представить; сейчас мы об этом

слышим все время, нам легче себе представить, как Божия Матерь, готовая

разрешиться от Своего бремени, сопровождаемая Иосифом, искала места, где бы

приклонить главу, где бы ввести в мир воплощенного Сына Божия. Но у всех были

свои заботы, всем было хорошо дома, было светло, было тепло, было сытно. А есликто был бедняком, тому не хотелось разделить с чужими людьми ни своей хижины,ни своего хлеба. Так сейчас идут люди, стучась в двери, и так же их не пускают,как тогда. Мы научились очень странному и страшному слову: чужой. Мнепомнится, несколько лет тому назад я был на приеме в Троицкой лавре, пришловремя обеда, я стал искать свое место. И один из монахов мне сказал: «Владыко,сядьте, где вам нравится!» Я тогда ему ответил: «Не могу же я сесть на чужоеместо!» И он на меня посмотрел с изумлением и с какой-то болью и сказал:«Владыко, здесь чужих нет, здесь только свои!» Миллионы людей сейчас этого немогут слышать, потому что они в глазах, в сердцах других— чужие; никто нехочет сказать другому: ты свой здесь, ты мне родной, потому просто, чтоты человек и ты мне ближний, потому просто, что у тебя есть нужда, а у меняесть возможность твою нужду облегчить. Так Христос и Божия Матерь встречали издома в дом тот же ответ: идите дальше, для вас здесь места нет!А в это время, когда во всем Вифлееме ни один человек не почуял ничеловеческой жалости, ни духовного трепета и ужаса о том, что у его дверинаходится Матерь Божия, в это время мудрецы с тогдашнего края светапутешествовали в поисках Христа (Мф2:1—2). Им было открыто, что в Иудееродится новый Царь, Царь вечный, не временный, Царство Которого не проходит, аостается вовек. Они следовали за звездой, которая им указывала путь. Самыемудрые, самые ученые нашли Христа в пещере, потому что они искали истину. И ещенашли Христа пастухи, люди безграмотные, неученые, но с простотой сердца,которая им позволила просто поверить слову ангельского благовестия; они тожепришли.Человеческая простота и чистосердечие, и человеческая мудрость нашли Христа;все, что было между этими крайностями,— прошло мимо Него. Мудрыми намбыть не дано, но очищать свое сердце, открывать его, следовать своему сердцудано каждому из нас, каждый может это сделать. Удерживает нас страх, себялюбие,как удерживал жителей Вифлеема страх: что будет? Вот войдут в их жизнь, в их хижинуэтот мужчина, эта женщина, ожидающая ребенка, стеснят, чего доброго—останутся, и что будет дальше? Так и мы поступаем по отношению к Богу— мык Нему обращаемся легко, когда нам нужно, но открыть, широко распахнуть дверьсердца, дверь жизни своей нам страшно: что если Его приход будет концом всеготого покоя, строя, который мы с таким трудом создавали и создаем? Что если Онпотребует от нас, чтобы мы всерьез приняли жизнь, чтобы мы всерьез поверили,