Митрополит Сурожский Антоний. Труды

нашли Христа пастухи, люди безграмотные, неученые, но с простотой сердца,

которая им позволила просто поверить слову ангельского благовестия; они тоже

пришли.

Человеческая простота и чистосердечие, и человеческая мудрость нашли Христа;

все, что было между этими крайностями,— прошло мимо Него. Мудрыми нам

быть не дано, но очищать свое сердце, открывать его, следовать своему сердцу

дано каждому из нас, каждый может это сделать. Удерживает нас страх, себялюбие,

как удерживал жителей Вифлеема страх: что будет? Вот войдут в их жизнь, в их хижинуэтот мужчина, эта женщина, ожидающая ребенка, стеснят, чего доброго—останутся, и что будет дальше? Так и мы поступаем по отношению к Богу— мык Нему обращаемся легко, когда нам нужно, но открыть, широко распахнуть дверьсердца, дверь жизни своей нам страшно: что если Его приход будет концом всеготого покоя, строя, который мы с таким трудом создавали и создаем? Что если Онпотребует от нас, чтобы мы всерьез приняли жизнь, чтобы мы всерьез поверили,что Он— Господь, что Его пути должны быть нашими путями, Его мысли должныстать нашими мыслями? Что если Господь разметает весь порядок, который нам такдорог, порядок иногда мертвый, безжизненный, но порядок, в котором нам привычнои удобно стало жить, без глубоких чувств, без сильных переживаний, без всякойособенной мысли, живя как живется— только бы защищенной жизнью.И вот Христос в самую ночь Своего рождения нам показывает, что ради нас,чтобы нас освободить от плена, в который мы отдались, Он избирает свободнополную незащищенность, изгнанничество, соглашается, еще до Своего рождения,быть названным чужим и лишним, готов быть отброшенным, исключенным, готов Себяотдать. И этим Он делается как бы, по-земному говоря, свободным. Миру, которыйЕго не принимает, Он ничем не обязан, Он этому миру может говорить правду, Онможет действовать с царственной Своей свободой. Те, кто прислушиваются к Нему,делаются Его друзьями. Он Сам говорит: Я вас больше не называю слугами, рабами,потому что слуга не знает воли своего господина, а Я называю вас друзьями, потомучто вам Я все сказал (Ин15:15)— все о Божиих путях, все о Своемпути и все о наших путях.И это продолжается через всю жизнь Христа. Он окружен небольшим кругомлюдей, которые услышали в Его голосе правду, в Его словах узнали правду:правду о жизни, истину о Боге и о человеке, и об их взаимном отношении, и отом, что надлежит делать человеку, который в гармонии с Богом, которыйБогу снова стал своим. А дальше— целое море противления; железное кольцоврагов и толпа испуганных, смятенных, неуверенных людей. Подумайте о Голгофе, ораспятии Спасителя: на холме стоит крест, и на кресте умирает плотью Сын Божий.Он умирает, потому что Он так нас возлюбил, что во всем уподобился нам,кроме греха, Он умирает, потому что Он стал на сторону Божию, и окружающий Егомир не мог, не захотел Его вместить. Христос был распят вне врат Иерусалима, тоесть вне человеческого общества, вне града, как бы изгнанный в пустыню козелотпущения (Лев16:5—10), на которого ложились грехи древнего Израиля и