Митрополит Сурожский Антоний. Труды

который изгонялся на погибель вне врат, вне города, вне общества,—

отрубленный, отрезанный ломоть… Здесь происходит самая трагическая борьба:

умирает плотью бессмертный Сын Божий, умирает свободным выбором Своим, чтобы

открыть нам путь в вечность. Святой Григорий Богослов говорит: чему не

приобщился Христос, того Он не искупил. Он приобщился всему, включая

последствия греха, которые сделали человека смертным и отдалили его от Бога. Он

умирает именно в этом ужасе богооставленности: Боже Мой, Боже Мой! зачем Ты

Меня оставил? (Мк15:34), Он умирает от богооставленности.Около Него два креста, два разбойника, два преступника, оба осужденычеловеческим законом справедливо, и вместе с тем осуждение этим закономневинного, совершенного человека— Христа доказывает неправду тех людей,которые вершили судьбами этих трех распятых. Каждый из этих разбойников видитсвое состояние, свой грех, преступление и осужденность иными глазами именнопотому, что рядом с ним распят Невинный. Один, видя, что те же люди, которыеего засудили, осудили на смерть Спасителя, отвергает их право произносить суд ивосстает против него, восстает против суда, против судей, в конечномитоге— против Бога, Который допустил эту неправду. А другой, видя, чтосуд человеческий может на смерть осудить даже невинного, свое осуждениепринимает как должное, узнает во Христе своего Спасителя, и Христос ему обещаетв тот же день прощение и рай (Лк23:40—43).Дальше, около креста два человека: Иоанн и Матерь Божия, Которая тридцать слишним лет назад слышала дивное благовестие о том, что рождаемое Святоенаречется Сыном Божиим (Лк1:35), но слышала также от СимеонаБогоприимца, что Ей пройдет оружие через сердце (Лк2:35). И вот теперьсовершается то, ради чего Она принесла Младенца Христа в Иерусалимский хрампредставить Его перед Богом. Всякий младенец мужеского пола в Израилеприносился Богу как выкуп за смерть египетских младенцев (Исх13:15),погибших при Моисее, когда евреи ушли из египетского плена, из рабства. Надкаждым новорожденным младенцем мужеского пола Бог имел власть жизни и смерти. Иэту власть Он никогда не употреблял: символически в виде выкупа приносилась вжертву жизнь ягненка или двух голубей (Исх13:2, 12—15; Лев14:22).Но в этот раз, единственный раз в истории, когда в Храм, в место Егособственного пребывания, принесли Сына Божия, эта жертва была принята иосуществлена на Голгофе. Выкуп был принят, и жертва принесена. И на все этосмотрели люди. Божия Матерь, Которая тогда в храм принесла Младенца, отдав Егораз и навсегда Богу, безмолвно предстоит у креста и дает Своему Сыну умереть поЕго свободной воле и по премудрой воле Отца. Ученик Иоанн знает только любовь,совершенную, открытую веру, и он тоже стоит, безмолвно, ни словом, ни движениемне восставая против происходящего, потому что он неограниченно верит, чтосовершается правда, раз его Учитель и Господь так захотел (Ин19:25—26).А дальше еще люди— воины, которые распяли Спасителя и двухпреступников; они не чувствуют никакой ответственности, они выполняют