Митрополит Сурожский Антоний. Труды

что вам Я все сказал (Ин15:15)— все о Божиих путях, все о Своем

пути и все о наших путях.

И это продолжается через всю жизнь Христа. Он окружен небольшим кругом

людей, которые услышали в Его голосе правду, в Его словах узнали правду:

правду о жизни, истину о Боге и о человеке, и об их взаимном отношении, и о

том, что надлежит делать человеку, который в гармонии с Богом, который

Богу снова стал своим. А дальше— целое море противления; железное кольцо

врагов и толпа испуганных, смятенных, неуверенных людей. Подумайте о Голгофе, ораспятии Спасителя: на холме стоит крест, и на кресте умирает плотью Сын Божий.Он умирает, потому что Он так нас возлюбил, что во всем уподобился нам,кроме греха, Он умирает, потому что Он стал на сторону Божию, и окружающий Егомир не мог, не захотел Его вместить. Христос был распят вне врат Иерусалима, тоесть вне человеческого общества, вне града, как бы изгнанный в пустыню козелотпущения (Лев16:5—10), на которого ложились грехи древнего Израиля икоторый изгонялся на погибель вне врат, вне города, вне общества,—отрубленный, отрезанный ломоть… Здесь происходит самая трагическая борьба:умирает плотью бессмертный Сын Божий, умирает свободным выбором Своим, чтобыоткрыть нам путь в вечность. Святой Григорий Богослов говорит: чему неприобщился Христос, того Он не искупил. Он приобщился всему, включаяпоследствия греха, которые сделали человека смертным и отдалили его от Бога. Онумирает именно в этом ужасе богооставленности: Боже Мой, Боже Мой! зачем ТыМеня оставил? (Мк15:34), Он умирает от богооставленности.Около Него два креста, два разбойника, два преступника, оба осужденычеловеческим законом справедливо, и вместе с тем осуждение этим закономневинного, совершенного человека— Христа доказывает неправду тех людей,которые вершили судьбами этих трех распятых. Каждый из этих разбойников видитсвое состояние, свой грех, преступление и осужденность иными глазами именнопотому, что рядом с ним распят Невинный. Один, видя, что те же люди, которыеего засудили, осудили на смерть Спасителя, отвергает их право произносить суд ивосстает против него, восстает против суда, против судей, в конечномитоге— против Бога, Который допустил эту неправду. А другой, видя, чтосуд человеческий может на смерть осудить даже невинного, свое осуждениепринимает как должное, узнает во Христе своего Спасителя, и Христос ему обещаетв тот же день прощение и рай (Лк23:40—43).Дальше, около креста два человека: Иоанн и Матерь Божия, Которая тридцать слишним лет назад слышала дивное благовестие о том, что рождаемое Святоенаречется Сыном Божиим (Лк1:35), но слышала также от СимеонаБогоприимца, что Ей пройдет оружие через сердце (Лк2:35). И вот теперьсовершается то, ради чего Она принесла Младенца Христа в Иерусалимский хрампредставить Его перед Богом. Всякий младенец мужеского пола в Израилеприносился Богу как выкуп за смерть египетских младенцев (Исх13:15),погибших при Моисее, когда евреи ушли из египетского плена, из рабства. Над