Митрополит Сурожский Антоний. Труды

полную незащищенность, изгнанничество, соглашается, еще до Своего рождения,

быть названным чужим и лишним, готов быть отброшенным, исключенным, готов Себя

отдать. И этим Он делается как бы, по-земному говоря, свободным. Миру, который

Его не принимает, Он ничем не обязан, Он этому миру может говорить правду, Он

может действовать с царственной Своей свободой. Те, кто прислушиваются к Нему,

делаются Его друзьями. Он Сам говорит: Я вас больше не называю слугами, рабами,

потому что слуга не знает воли своего господина, а Я называю вас друзьями, потому

что вам Я все сказал (Ин15:15)— все о Божиих путях, все о Своемпути и все о наших путях.И это продолжается через всю жизнь Христа. Он окружен небольшим кругомлюдей, которые услышали в Его голосе правду, в Его словах узнали правду:правду о жизни, истину о Боге и о человеке, и об их взаимном отношении, и отом, что надлежит делать человеку, который в гармонии с Богом, которыйБогу снова стал своим. А дальше— целое море противления; железное кольцоврагов и толпа испуганных, смятенных, неуверенных людей. Подумайте о Голгофе, ораспятии Спасителя: на холме стоит крест, и на кресте умирает плотью Сын Божий.Он умирает, потому что Он так нас возлюбил, что во всем уподобился нам,кроме греха, Он умирает, потому что Он стал на сторону Божию, и окружающий Егомир не мог, не захотел Его вместить. Христос был распят вне врат Иерусалима, тоесть вне человеческого общества, вне града, как бы изгнанный в пустыню козелотпущения (Лев16:5—10), на которого ложились грехи древнего Израиля икоторый изгонялся на погибель вне врат, вне города, вне общества,—отрубленный, отрезанный ломоть… Здесь происходит самая трагическая борьба:умирает плотью бессмертный Сын Божий, умирает свободным выбором Своим, чтобыоткрыть нам путь в вечность. Святой Григорий Богослов говорит: чему неприобщился Христос, того Он не искупил. Он приобщился всему, включаяпоследствия греха, которые сделали человека смертным и отдалили его от Бога. Онумирает именно в этом ужасе богооставленности: Боже Мой, Боже Мой! зачем ТыМеня оставил? (Мк15:34), Он умирает от богооставленности.Около Него два креста, два разбойника, два преступника, оба осужденычеловеческим законом справедливо, и вместе с тем осуждение этим закономневинного, совершенного человека— Христа доказывает неправду тех людей,которые вершили судьбами этих трех распятых. Каждый из этих разбойников видитсвое состояние, свой грех, преступление и осужденность иными глазами именнопотому, что рядом с ним распят Невинный. Один, видя, что те же люди, которыеего засудили, осудили на смерть Спасителя, отвергает их право произносить суд ивосстает против него, восстает против суда, против судей, в конечномитоге— против Бога, Который допустил эту неправду. А другой, видя, чтосуд человеческий может на смерть осудить даже невинного, свое осуждениепринимает как должное, узнает во Христе своего Спасителя, и Христос ему обещаетв тот же день прощение и рай (Лк23:40—43).Дальше, около креста два человека: Иоанн и Матерь Божия, Которая тридцать с