Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
который изгонялся на погибель вне врат, вне города, вне общества,—
отрубленный, отрезанный ломоть… Здесь происходит самая трагическая борьба:
умирает плотью бессмертный Сын Божий, умирает свободным выбором Своим, чтобы
открыть нам путь в вечность. Святой Григорий Богослов говорит: чему не
приобщился Христос, того Он не искупил. Он приобщился всему, включая
последствия греха, которые сделали человека смертным и отдалили его от Бога. Он
умирает именно в этом ужасе богооставленности: Боже Мой, Боже Мой! зачем Ты
Меня оставил? (Мк15:34), Он умирает от богооставленности.
Около Него два креста, два разбойника, два преступника, оба осуждены
человеческим законом справедливо, и вместе с тем осуждение этим законом
невинного, совершенного человека— Христа доказывает неправду тех людей,
которые вершили судьбами этих трех распятых. Каждый из этих разбойников видит
свое состояние, свой грех, преступление и осужденность иными глазами именно
потому, что рядом с ним распят Невинный. Один, видя, что те же люди, которые
его засудили, осудили на смерть Спасителя, отвергает их право произносить суд и
восстает против него, восстает против суда, против судей, в конечном
итоге— против Бога, Который допустил эту неправду. А другой, видя, что
суд человеческий может на смерть осудить даже невинного, свое осуждение
принимает как должное, узнает во Христе своего Спасителя, и Христос ему обещает
в тот же день прощение и рай (Лк23:40—43).
Дальше, около креста два человека: Иоанн и Матерь Божия, Которая тридцать с
лишним лет назад слышала дивное благовестие о том, что рождаемое Святое
наречется Сыном Божиим (Лк1:35), но слышала также от Симеона
Богоприимца, что Ей пройдет оружие через сердце (Лк2:35). И вот теперь
совершается то, ради чего Она принесла Младенца Христа в Иерусалимский храм
представить Его перед Богом. Всякий младенец мужеского пола в Израиле
приносился Богу как выкуп за смерть египетских младенцев (Исх13:15),
погибших при Моисее, когда евреи ушли из египетского плена, из рабства. Над