Митрополит Сурожский Антоний. Труды

взаимоотношениям еще присуща вера. В начале службы обручения мы молимся о том,

чтобы Господь послал тем, кто собирается венчаться, не только взаимную

любовь— совершенную, мирную, и Свою помощь, но еще единомыслие и твердую

веру. И, конечно, первое, что приходит на ум верующему, это: «Дай нам, Господи,

крепкую веру в Тебя, и тогда все будет хорошо».

Это правда, но есть еще другая сторона в этом. Не может быть истинных,

подлинных взаимных отношений, если нет между мужем и женой, между невестой и

женихом взаимной веры, то есть, с одной стороны, настоящего доверия, сдругой стороны, верности. Это очень важно, и это раскрывается очень яснодальше в службе, когда читается молитва, где упоминается блудный сын. Он ушелиз отчего дома, прожил блудную, некрасивую жизнь, раскаялся под давлениемобстоятельств и вернулся домой. И что же случилось? Отец его встречает, егообнимает, целует, и когда сын говорит отцу:я согрешил против неба ипред тобою и уже недостоин называться сыном твоим…— отец ему не даетсказать последних слов, которые были приготовлены кающимся сыном на пути. Онхотел сказать: прими меня хоть как одного из твоих работников— отец недает ему этого сказать, потому что недостойным сыном он может быть, но не можетбыть ничем меньшим, чем сыном. А дальше отец не спрашивает ни о чем, емудостаточно того, что сын вернулся домой. Он его не спрашивает, кается ли тот,жалеет ли, стыдится ли своего прошлого, не спрашивает, готов ли он измениться;ему достаточно, что сын вернулся, для того, чтобы верить в него до конца(Лк15:11—32).И вот мы просим Господа о такой вере, о таком доверии, просим, чтобы оносохранилось на всю жизнь между мужем и женой. Чтобы, если будет что-нибудьмежду ними: ссора, непонимание, даже неверность, и один из них вернется искажет: «Я пришла к тебе, я к тебе пришел», тот, который остался верен, раскрылбы объятия и сказал: «Наконец! Я так тебя ждала, я так тебя ждал». И есливиновный скажет: «Можешь ты меня простить?»— чтобы тот его только обнял,поцеловал и даже не упомянул о прошлом.Тут нужна вера, такая вера, которая может родиться только из тойлюбви, о какой я говорил в других беседах: любви зрячей, любви созерцательной,любви проникновенной, которая способна видеть всю красоту человека даже в тотмомент, когда эта красота заколебалась или когда что-либо в этой красотепомеркло. Потому что нет красоты, которая изуродована до конца в человеке:любовь к нему, вера в него может восстановить то, что, казалось, никто и ничтоне может восстановить ни наказанием, ни поучением, а любовью— да! И этомы видим все время в Евангелии. Мы видим, как Христос встречает грешников: Оних ни в чем не упрекает, Он им не ставит вопросов об их прошлой или настоящейжизни, Он их любит, и в ответ на любовь, которая дается даром, котораядается как подарок, человек зажигается благодарностью и ради благодарностистановится достойным этой любви. Он может быть любим, но не потому, что он достоин:он может научиться быть достойным, потому что он любим. Есть