Митрополит Сурожский Антоний. Труды

сказать последних слов, которые были приготовлены кающимся сыном на пути. Он

хотел сказать: прими меня хоть как одного из твоих работников— отец не

дает ему этого сказать, потому что недостойным сыном он может быть, но не может

быть ничем меньшим, чем сыном. А дальше отец не спрашивает ни о чем, ему

достаточно того, что сын вернулся домой. Он его не спрашивает, кается ли тот,

жалеет ли, стыдится ли своего прошлого, не спрашивает, готов ли он измениться;

ему достаточно, что сын вернулся, для того, чтобы верить в него до конца

(Лк15:11—32).И вот мы просим Господа о такой вере, о таком доверии, просим, чтобы оносохранилось на всю жизнь между мужем и женой. Чтобы, если будет что-нибудьмежду ними: ссора, непонимание, даже неверность, и один из них вернется искажет: «Я пришла к тебе, я к тебе пришел», тот, который остался верен, раскрылбы объятия и сказал: «Наконец! Я так тебя ждала, я так тебя ждал». И есливиновный скажет: «Можешь ты меня простить?»— чтобы тот его только обнял,поцеловал и даже не упомянул о прошлом.Тут нужна вера, такая вера, которая может родиться только из тойлюбви, о какой я говорил в других беседах: любви зрячей, любви созерцательной,любви проникновенной, которая способна видеть всю красоту человека даже в тотмомент, когда эта красота заколебалась или когда что-либо в этой красотепомеркло. Потому что нет красоты, которая изуродована до конца в человеке:любовь к нему, вера в него может восстановить то, что, казалось, никто и ничтоне может восстановить ни наказанием, ни поучением, а любовью— да! И этомы видим все время в Евангелии. Мы видим, как Христос встречает грешников: Оних ни в чем не упрекает, Он им не ставит вопросов об их прошлой или настоящейжизни, Он их любит, и в ответ на любовь, которая дается даром, котораядается как подарок, человек зажигается благодарностью и ради благодарностистановится достойным этой любви. Он может быть любим, но не потому, что он достоин:он может научиться быть достойным, потому что он любим. Естьпословица: «Полюбите нас черненькими, беленькими нас всякий полюбит». Настоящаялюбовь умеет полюбить человека «черненьким», и пример этого отношения я дам,разбирая одну из самых коротких начальных молитв службы обручения.Я уже говорил о том, что человека любят не за что-нибудь,— наоборот,он может стать значительным, прекрасным человеком, потому что он любим. Вовторой молитве чина обручения говорится о том, что Бог выбрал Церковь, как чистуюдеву из среды язычников. Если мы задумаемся над этим и представим себе: ктоэта Церковь? Церковь— мы с вами: и я, и ты, и все наши друзья; как же мыможем сказать, что Бог нас выбрал как чистую деву? Мы все грешные, увсех нас недостатки, мы все в значительной мере испорчены,— как же Богмог на нас посмотреть и выбрать, будто мы чисты? Дело в том, что Бог на нассмотрит и видит возможность красоты, которая в нас есть, видит в нас то,чем мы можем быть, и ради того, что Он видит, Он нас принимает. Ипотому, что мы любимы, потому, что с нами случилось это чудо— кто-то в