Митрополит Сурожский Антоний. Труды

женихом взаимной веры, то есть, с одной стороны, настоящего доверия, с

другой стороны, верности. Это очень важно, и это раскрывается очень ясно

дальше в службе, когда читается молитва, где упоминается блудный сын. Он ушел

из отчего дома, прожил блудную, некрасивую жизнь, раскаялся под давлением

обстоятельств и вернулся домой. И что же случилось? Отец его встречает, его

обнимает, целует, и когда сын говорит отцу:я согрешил против неба и

пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим…— отец ему не дает

сказать последних слов, которые были приготовлены кающимся сыном на пути. Онхотел сказать: прими меня хоть как одного из твоих работников— отец недает ему этого сказать, потому что недостойным сыном он может быть, но не можетбыть ничем меньшим, чем сыном. А дальше отец не спрашивает ни о чем, емудостаточно того, что сын вернулся домой. Он его не спрашивает, кается ли тот,жалеет ли, стыдится ли своего прошлого, не спрашивает, готов ли он измениться;ему достаточно, что сын вернулся, для того, чтобы верить в него до конца(Лк15:11—32).И вот мы просим Господа о такой вере, о таком доверии, просим, чтобы оносохранилось на всю жизнь между мужем и женой. Чтобы, если будет что-нибудьмежду ними: ссора, непонимание, даже неверность, и один из них вернется искажет: «Я пришла к тебе, я к тебе пришел», тот, который остался верен, раскрылбы объятия и сказал: «Наконец! Я так тебя ждала, я так тебя ждал». И есливиновный скажет: «Можешь ты меня простить?»— чтобы тот его только обнял,поцеловал и даже не упомянул о прошлом.Тут нужна вера, такая вера, которая может родиться только из тойлюбви, о какой я говорил в других беседах: любви зрячей, любви созерцательной,любви проникновенной, которая способна видеть всю красоту человека даже в тотмомент, когда эта красота заколебалась или когда что-либо в этой красотепомеркло. Потому что нет красоты, которая изуродована до конца в человеке:любовь к нему, вера в него может восстановить то, что, казалось, никто и ничтоне может восстановить ни наказанием, ни поучением, а любовью— да! И этомы видим все время в Евангелии. Мы видим, как Христос встречает грешников: Оних ни в чем не упрекает, Он им не ставит вопросов об их прошлой или настоящейжизни, Он их любит, и в ответ на любовь, которая дается даром, котораядается как подарок, человек зажигается благодарностью и ради благодарностистановится достойным этой любви. Он может быть любим, но не потому, что он достоин:он может научиться быть достойным, потому что он любим. Естьпословица: «Полюбите нас черненькими, беленькими нас всякий полюбит». Настоящаялюбовь умеет полюбить человека «черненьким», и пример этого отношения я дам,разбирая одну из самых коротких начальных молитв службы обручения.Я уже говорил о том, что человека любят не за что-нибудь,— наоборот,он может стать значительным, прекрасным человеком, потому что он любим. Вовторой молитве чина обручения говорится о том, что Бог выбрал Церковь, как чистуюдеву из среды язычников. Если мы задумаемся над этим и представим себе: кто