Митрополит Сурожский Антоний. Труды

эта Церковь? Церковь— мы с вами: и я, и ты, и все наши друзья; как же мы

можем сказать, что Бог нас выбрал как чистую деву? Мы все грешные, у

всех нас недостатки, мы все в значительной мере испорчены,— как же Бог

мог на нас посмотреть и выбрать, будто мы чисты? Дело в том, что Бог на нас

смотрит и видит возможность красоты, которая в нас есть, видит в нас то,

чем мы можем быть, и ради того, что Он видит, Он нас принимает. И

потому, что мы любимы, потому, что с нами случилось это чудо— кто-то в

нас увидел не дурное, а прекрасное, не злое, а доброе, не уродливое, ачудесное,— мы можем начать расти, расти из изумления перед этойлюбовью, расти из изумления перед тем, что этой любовью нам показана нашасобственная красота, о которой мы не подозревали. Я говорю, конечно, не о тойвнешней, поверхностной красоте, которой мы все кичимся— чертами лица,умом, чуткостью, талантом,— нет, о другой красоте.И вот нам надо помнить, что единственный способ возродить человека,единственный способ дать человеку возможность раскрыться в полноте— этоего любить, любить не за его добродетели или совершенства, не вопрекитому, что он несовершенен, а любить просто потому, что он человек, и потому,что человек так велик и так прекрасен сам по себе. В это мы можем веритьвсегда. Мы не всегда можем это видеть, только глаза любви могут нам позволитьпрозреть это. На человека можно смотреть либо безразличным взором— итогда мы ничего не видим, мы замечаем только внешние проявления, черты лица,расцениваем человека так же, как мы расцениваем все прочее: собаку, лошадь илипредмет, который мы хотим купить. Или мы можем смотреть глазами злобы,ненависти, подозрительности. Тогда мы ничего в нем не видим, кроме того, чтоотвечает нашему к нему отношению,— потому что в каждом человеке можно,конечно, найти что-то неладное, «не то», и это «не то» заслоняет порой что-тогораздо более важное. Только глазами любви мы можем видеть человека таким,какой он есть в самой своей глубине, в самой своей сущности, и соответственно кнему относиться. Так относится к нам Бог. Бог нас любит не потому, что мыхороши, Бог к нам милостив не потому, что мы заслуживаем милость или любовь: Оннас просто любит. Если мы способны быть благодарными за то, что наскто-то— Бог или человек— может полюбить без всякого основания,просто потому, что его сердце через край переливается к нам, мы можем статьдругими людьми. И в браке это так важно, так важна эта вера в человека иэта способность помнить, что только любовью можно из него сделать— нет,не из него— можно ему помочь стать всем, чем он толькоможет быть, каким его задумал Бог, можно раскрыть всю его красоту.В древности чин обручения, то есть подготовительная часть службы венчания,совершался в притворе, там же, где служба оглашения перед крещением, потому чтоэто еще не полнота, это подготовительный шаг к тому, чтобы двое приготовилисьвступить в полноту церковную. Жених и невеста приходили и становились впритворе рядом друг со другом, приносились перстни или кольца, которые потом