Митрополит Сурожский Антоний. Труды

золоченые короны, а надевают венцы из живых цветов. Но кроме этого венцы имеют

два других значения.

В Древней Руси в день своего венчания невеста и жених назывались князем и

княгиней. Почему? Потому что в древнем обществе, пока человек не был женат или

замужем, он являлся членом своей семьи и был во всем подвластен старшему в

семье: отцу ли, деду ли. Только когда молодой человек женился, он делался

хозяином своей жизни. Древнее государство состояло как бы из союза суверенных,

то есть независимых друг от друга, семей. Они были свободны решать свою судьбу.Все вопросы решались в согласии, во взаимном понимании, но каждая семья имеласвой голос и свои права. И вот в день, когда совершается венчание,устанавливается с точки зрения государственной в понимании древних новаяединица, суверенная, свободная, полноправная— происходит в полном смыслевенчание на царство.Но есть еще и другое значение в этих венцах. Как бы люди друг друга нилюбили, они живут в среде, полной проблем, задач, трудностей, иногдаопасностей, иногда горя. И вот есть слово в Священном Писании: претерпевшийже до конца спасется (Мф24:13). Жизнь требует терпения, стойкости; осуществлениелюбви, осуществление единства, осуществление своего свободного царственногостояния в обществе— все это требует мужества, а порой и подвига,крестного страдания. Мы молимся о том, чтобы пришло время, когда, выдержависпытание жизни во всей ее сложности— а сложнее, чем осуществлениесовершенной любви, ничего нет,— жених и невеста венчались в вечностивенцами мученичества. Мы понимаем мученичество как страдание, но слово«мученичество» (перевод греческого ) в первую очередь означает не страдание, носвидетельство. Мученик— это тот, кто свидетельствует перед всем миром окакой-то ценности, в данном случае— о любви, о правде, об истине, окрасоте, и кто ни перед чем не останавливается для того, чтобы донести этосвидетельство до тех, которым оно нужно. И, конечно, это значит, что истинныйсвидетель готов и жизнь свою положить для того, чтобы его свидетельство дошло,чтобы оно воссияло, прогремело или тихим образом обдало теплотой, лаской,радостью и надеждой всех окружающих. И мы призываем всех новобрачных, всякогожениха и всякую невесту верить в любовь, верить друг во друга с такой силой, стакой глубиной, чтобы свидетельствовать, чего бы это ни стоило, о любви, оединстве, о том, что все может победить целомудренная, ласковая, истиннаялюбовь.Далее по ходу службы жених и невеста, теперь уже увенчанные, слушают двачтения. Одно взято из Послания святого апостола Павла к Ефесянам, из последнейглавы. Я его прочту на русском языке, потому что многие посещающие церковь иприсутствовавшие при венчании слышали его на славянском языке, который,вероятно, им не всегда был понятен.Благодарите всегда за все Бога и Отца, во имяГоспода нашего Иисуса Христа, повинуясь друг другу в страхе Божием. Жены,