Митрополит Сурожский Антоний. Труды

повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и

Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу,

так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос

возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною

посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею

пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна.

Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит

самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает игреет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его иот костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к женесвоей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению коХристу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; ажена да боится своего мужа (Еф5:20—33).Это Послание, с одной стороны, говорит об очень глубоких отношениях междуЦерковью и Христом. Христос пришел на землю спасти человечество; Бог сталчеловеком, и спасение это Он совершает ценою Своей жизни и Своей смерти. И этопервое, о чем должны думать мужья, когда они вступают в брак: им вручаетсяБогом хрупкое существо, которому они сказали: «Я тебя люблю!» И эталюбовь должна быть такова, что муж готов всем пожертвовать, всей своей жизнью ивсей своей смертью, по любви к жене и по любви к своим детям. Муж являетсяглавой семьи не потому, что он мужчина, а потому, что (и только поскольку) онявляется образом Христа, и поскольку жена его и дети могут видеть в нем этотобраз, то есть образ любви безграничной, любви преданной, любвисамоотверженной, любви, которая готова на все, чтобы спасти, защитить, напитать,утешить, обрадовать, воспитать свою семью. Это каждый муж должен помнить.Слишком легко мужчине думать, что потому только, что он мужчина, он имеет праванад своей женой и над своими детьми. Это— неправда. Если он не образХриста, то никто ему не обязан никаким уважением, никаким страхом, никакимпослушанием.А жена является иконой, образом Церкви. Церковь имеет как бы два лика.Она— невеста, радующаяся о том, что возлюблена Богом, и возлюблена такойлюбовью, которая явлена во Христе. Но вместе с тем она является невестой Агнца,то есть закланного Спасителя (Откр19:7). Она— невеста, та,которая настолько— так глубоко, так совершенно— возлюбила своегожениха, что по незыблемой верности готова все оставить, все забыть, от всегооторваться по любви к нему и последовать за ним, куда бы он ни пошел, еслинужно— даже на страдания, если нужно— на крест.Вы видите, что в этом Послании говорится не о владычестве мужа и оподчиненности жены, а о такой взаимной любви, которая вызывается жертвенной,героической любовью мужа и на которую жена может ответить такой же жертвеннойлюбовью. Это мы должны всегда помнить, потому что слишком часто этот отрывокСвященного Писания толкуют ложно: унижая жену и возвеличивая мужа, представляя