Митрополит Сурожский Антоний. Труды

повторять: «Я тебя люблю», но выразить это не можете по-новому, тогда

прислушайтесь к тому, что Бог говорит в ваших сердцах, прислушайтесь глубоко к

тому, что Он вам скажет,— и что бы Он вам ни сказал, то сделайте, и тогда

вода обычной жизни— серость жизни, бесцветность ее— вдруг просияет.

Мы все видели иногда утром поле, покрытое росой. К восходу солнца это

поле— серое, даже зелень, покрытая этими каплями воды, как бы тускнеет, и

вдруг поднялось солнце, и все засверкало, засияло цветами радуги. Так может

измениться жизнь, которая из обыденщины, потому только, что мы дали Богу местов ней, может превратиться в торжество, стать прекрасной, она может засиять, какэто поле, всеми цветами радуги и красоты.После чтения Евангелия, как и в Литургии, начинается короткая ектенья, тоесть короткий ряд молитв, в которых мы приносим Богу свои прошения оновобрачных. Это естественно вытекает из чтения Евангелия, потому что всякоечтение из Евангелия говорит о том, что нам заповедана взаимная любовь, авзаимная любовь всегда выражается для верующего в горячей, искренней, сердечноймолитве о тех, кого он любит. Молитва эта призвана сделать жизнь новобрачныхдостойной и всячески поддержать все благородное, что в них есть. Ектеньязаканчивается Молитвой Господней «Отче наш».«Отче наш»— это молитва Церкви, это единственная молитва, которую намзаповедал Господь, и она тем замечательна, что, когда мы говорим «Отче наш», мыговорим не только о личном нашем Отце Небесном, и даже не об Отце Небесном,Который является Отцом всех нас, здесь собравшихся, но и об Отце Господа нашегоИисуса Христа. Этим мы включаемся в тайну Спасителя: как говорится в одномместе у апостола Павла, жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге (Кол3:3),и вот эту молитву мы приносим как бы из глубин Христовой любви, из глубинтаинства единства Спасителя Христа с Небесным Отцом. Подробнее говорить об этоймолитве я сейчас не могу, но нам надо помнить, что это молитва, которая иХриста, и нас соединяет в одном прошении, в одном крике души,— с тем,чтобы все в нас было достойно христианского звания.Брак, как я говорил в самом начале, рассматривается как начало ЦарстваБожия. И эта молитва является молитвой Царства Божия по преимуществу. Дальшеона расцветает— расцветает тем, что жених и невеста пьют из одной чаши.Это воспоминание о том времени, когда бракосочетание совершалось во времялитургии, и эта чаша— все, что осталось от древнего обычая жениху иневесте причащаться вместе. С тех пор чин развился. Мы допускаем до венчания нетолько православных, но и верующих инославных178,которые не могут вместе с православными причаститься от одной чаши, и потомуэта чаша символизирует, как бы издали, приобщенность. А с другой стороны, вы,наверное, помните, как в древности говорили о том, что чаша, котораяиспивается, представляет собой человеческую судьбу. «Пить чашу до дна»—это значит разделить судьбу до самого дна, то есть до самой глубиныприобщенности. И жених с невестой так именно приобщаются этой чаши, которая