Митрополит Сурожский Антоний. Труды

аскезе. Но в действительности целомудрие во всем объеме этого понятия есть

нечто гораздо более широкое— оно охватывает одновременно человеческий

дух, тело и душу. И это особенно бросается в глаза в службе брака, где мы

просим Господа даровать вступающим в брак целомудрие и радость видеть чада

чад своих. Целомудрие не есть что-то несовместимое с деторождением.

Целомудрие— это внутреннее состояние, определяющееся не физическими

категориями, а отношением: духовным отношением, отношением души и отношением

тела.У апостола Павла, которого часто обвиняют в непонимании взаимоотношениймежду мужчиной и женщиной, есть ряд выражений, на которых уместно остановиться.Одно из них вошло в англиканскую службу бракосочетания. Там говорится, что бракэто врачевство от блуда (1Кор7:9), и то, как толкуется эта фраза иэта мысль, кажется мне глубоко ошибочным. Толкование, чрезвычайнораспространенное в умах и на устах людей, заключается в том, что, если человексостоит в браке, у него нет больше оснований искать нечистоты где-то настороне— ходить за чужой плотью, как говорится в Священном Писании(Иуд1:7). В действительности же в богословии неразделенной Церкви ясновидно, что дело вовсе не в этом. Один из древних авторов говорит, что покаюноша не полюбил, он окружен мужчинами и женщинами; как только сердце егооткрылось для любви к кому-то, к чьей-то личности, то рядом с ним— еговозлюбленная, а вокруг него— люди. Иными словами, единственноеоснование для подлинного целомудрия, то есть внутреннего и внешнего состояния,когда человек не стремится ни к чему вне тех отношений, какими является этаединственная любовь,— есть любовь, единственность любви, тот факт, чтоистинно любить можно только одного человека, а все другие люди входят—каждый в отдельности и все вместе— в нейтральную категорию: это люди, этобольше не мужчины и женщины, не существа, обладающие полом. Но любимый человектоже не есть то, что на современном языке называют «объект влечения»; это лицодругого пола, но и здесь понятие пола далеко выходит за рамки пола физического:оно определяется в категориях мужественности и женственности, оно охватывает ихарактеризует человека в каждой детали его существа, а не просто с точки зренияпродолжения рода. Кроме того, апостол Павел ясно указывает, что в этомединственном, незаменимом отношении брака открытие одного человека другимвсегда имеет глубину духовного порядка— иначе нет данных для брака. И вэтих отношениях тело одного полностью принадлежит другому не в том смысле, чтоон может распоряжаться им насильственно, без благоговения, без уважения, а втом смысле, что поскольку два тела составляют уже одно, то и жизнь едина какжизнь четы и нет жизни, которая принадлежала бы одному или другому отдельно.Но, с другой стороны, апостол Павел утверждает также, что оба супруга могутудаляться друг от друга: не отказывать другому в близости, а позволить другомуотойти ради их духовной жизни. Бывает время молитвы, бывает время духовногоуглубления, время, когда человеческое существо соединяется с Богом особым