Митрополит Сурожский Антоний. Труды

состоит в браке, у него нет больше оснований искать нечистоты где-то на

стороне— ходить за чужой плотью, как говорится в Священном Писании

(Иуд1:7). В действительности же в богословии неразделенной Церкви ясно

видно, что дело вовсе не в этом. Один из древних авторов говорит, что пока

юноша не полюбил, он окружен мужчинами и женщинами; как только сердце его

открылось для любви к кому-то, к чьей-то личности, то рядом с ним— его

возлюбленная, а вокруг него— люди. Иными словами, единственное

основание для подлинного целомудрия, то есть внутреннего и внешнего состояния,когда человек не стремится ни к чему вне тех отношений, какими является этаединственная любовь,— есть любовь, единственность любви, тот факт, чтоистинно любить можно только одного человека, а все другие люди входят—каждый в отдельности и все вместе— в нейтральную категорию: это люди, этобольше не мужчины и женщины, не существа, обладающие полом. Но любимый человектоже не есть то, что на современном языке называют «объект влечения»; это лицодругого пола, но и здесь понятие пола далеко выходит за рамки пола физического:оно определяется в категориях мужественности и женственности, оно охватывает ихарактеризует человека в каждой детали его существа, а не просто с точки зренияпродолжения рода. Кроме того, апостол Павел ясно указывает, что в этомединственном, незаменимом отношении брака открытие одного человека другимвсегда имеет глубину духовного порядка— иначе нет данных для брака. И вэтих отношениях тело одного полностью принадлежит другому не в том смысле, чтоон может распоряжаться им насильственно, без благоговения, без уважения, а втом смысле, что поскольку два тела составляют уже одно, то и жизнь едина какжизнь четы и нет жизни, которая принадлежала бы одному или другому отдельно.Но, с другой стороны, апостол Павел утверждает также, что оба супруга могутудаляться друг от друга: не отказывать другому в близости, а позволить другомуотойти ради их духовной жизни. Бывает время молитвы, бывает время духовногоуглубления, время, когда человеческое существо соединяется с Богом особымобразом, когда благодать и опытное познание овладевают не только духом его, нетолько его психологическим и умственным «я», но даже и телом. Есть моменты,когда всякие физические отношения, даже, как это видно из житий святых, самоепростое прикосновение становится невозможным, ибо благодать, как пламя,овладела этим существом, и нет больше места ни для чего до тех пор, пока этадарованная и принятая благодать не станет едино с человеком так глубинно, чтосделается общим достоянием. Но мне кажется ясным, что воздержание тут являетсяне актом отвержения, когда один из супругов отворачивается от другого,отказывает другому в близости, но ситуацией, в которой их взаимоотношениярассматриваются в другом плане.В книге Бытия, в первой главе, сотворение человека поставлено в один ряд ссотворением всех живых существ, и именно внутри этого ряда живых существчеловек получает данное всему живому благословение расти и множиться(Быт1:28). И в другой главе, в совершенно ином контексте, установлен