Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
состоит в браке, у него нет больше оснований искать нечистоты где-то на
стороне— ходить за чужой плотью, как говорится в Священном Писании
(Иуд1:7). В действительности же в богословии неразделенной Церкви ясно
видно, что дело вовсе не в этом. Один из древних авторов говорит, что пока
юноша не полюбил, он окружен мужчинами и женщинами; как только сердце его
открылось для любви к кому-то, к чьей-то личности, то рядом с ним— его
возлюбленная, а вокруг него— люди. Иными словами, единственное
основание для подлинного целомудрия, то есть внутреннего и внешнего состояния,
когда человек не стремится ни к чему вне тех отношений, какими является эта
единственная любовь,— есть любовь, единственность любви, тот факт, что
истинно любить можно только одного человека, а все другие люди входят—
каждый в отдельности и все вместе— в нейтральную категорию: это люди, это
больше не мужчины и женщины, не существа, обладающие полом. Но любимый человек
тоже не есть то, что на современном языке называют «объект влечения»; это лицо
другого пола, но и здесь понятие пола далеко выходит за рамки пола физического:
оно определяется в категориях мужественности и женственности, оно охватывает и
характеризует человека в каждой детали его существа, а не просто с точки зрения
продолжения рода. Кроме того, апостол Павел ясно указывает, что в этом
единственном, незаменимом отношении брака открытие одного человека другим
всегда имеет глубину духовного порядка— иначе нет данных для брака. И в
этих отношениях тело одного полностью принадлежит другому не в том смысле, что
он может распоряжаться им насильственно, без благоговения, без уважения, а в
том смысле, что поскольку два тела составляют уже одно, то и жизнь едина как
жизнь четы и нет жизни, которая принадлежала бы одному или другому отдельно.
Но, с другой стороны, апостол Павел утверждает также, что оба супруга могут
удаляться друг от друга: не отказывать другому в близости, а позволить другому
отойти ради их духовной жизни. Бывает время молитвы, бывает время духовного
углубления, время, когда человеческое существо соединяется с Богом особым