Митрополит Сурожский Антоний. Труды

Его раньше не видывали: просиявшего Божественным светом. И если взять икону

Преображения, не рублевскую, а Феофана Грека, то мы видим, что Он весь сияет,

одежда Его бела, как снег, из Него струится свет, который доходит не только до

учеников, но и до всего, что окружает Его, и касается камней, растений, и из

каждого камня, каждого растения свет брызжет. Это Преображение—

преображение не только Христа, но видение того, каково должно быть преображение

всего мира. Евангелие в этом отношении является как бы с начала до конца

временем, когда среди учеников— Христос, Который весь, видимо илиневидимо, сияет Божеством, как бы пышет Божеством, Который является Божеством вих присутствии, среди них, и ученики живут преображенными в этом преображенноммире.А потом, после Воскресения Христова, они идут на проповедь. Люди, которые поих слову делаются верующими, такого опыта не переживали: они не видели Христа,они не были с Ним; однако некоторые— и таких свидетелей за историюхристианства тысячи— встретили воскресшего Христа. Я не говорю,что обязательно человек видел или физически ощутил Христа, но он познал Егоживое, преображающее присутствие.И вот книга Деяний апостольских дает нам картину того, как множатся новыеученики, Церковь рождается, но в ней присутствует не только правда, есть игрех. Меня всегда поражает разница между Евангелием и Деяниями. ВЕвангелии— простор безмерный, простор такой же широкий, как Сам Бог;такое чувство, что над широкой равниной веет ветер и можно дышать полной грудью.Пока Христос был с учениками, они переживали постепенное вырастание,перерастание себя самих. В Деяниях апостольских мы находим человеческоеобщество верующих, которое уже начинает ставить перед собой вопросы узкие,мелкие, общество, где, как тина со дна речки, поднимаются всякого родачеловеческие переживания. И в этом смысле можно сказать, что книга Деяний послеЕвангелия подобна Ветхому Завету в целом в сравнении с первыми главами Библии.В евангельский период Христос Сам действует, Его слово подобно дрожжам,брошенным в тесто (Мф13:33). Дальше— проповедью, трудами учениковтесто всходит постепенно, но оно не мгновенно превращается в чистый хлеб.Это приходится учитывать, потому что Церковь, о которой мы говорим, вкоторой мы живем, которая есть как бы начало будущего века, есть одновременнопостепенное оцерковление. В одной из своих лекций отец Георгий Флоровскийсказал, что Церковь «и дома— и на пути»191.Она дома, потому что сама стала домом Божиим, она дома, потому что мы все сталидетьми Божиими через Христа и во Христе, она дома, потому что она уже Божия доконца, но она на пути в лице каждого из нас, потому что каждый из нас постоянноизменяется. Если мы боремся, то из греховных делаемся менее греховными, изгреховных, но уловивших нечто о вечной жизни во Христе, делаемся более мудрыми,более знающими, более опытными. И мы видим, что люди, которые не обязательносвяты, могут сказать правду о Боге, потому что они Его встретили; они еще не