Митрополит Сурожский Антоний. Труды

настолько прозрачен для Бога, что люди, встречая его, уже видели не Иоанна

пророка, говорящего с ними о Боге. Он назван в Евангелии от Марка словами

пророчества: глас вопиющего в пустыне (Ис40:3). Люди слышали в нем

только Божий голос, он сам как бы уже не играл никакой роли, он был рупором, он

был Богом, говорящим через человека. Вот в этом сила его. Апостол Павел позже

тоже должен был говорить от имени Божия; ему показалось, что у него никаких сил

для этого нет, и он стал молить Бога, говоря: Господи, дай мне силу!— и

Бог ему ответил: довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершаетсяв немощи (2Кор12:9).Вот таким был Иоанн Креститель. Он всецело отдал себя Богу, и потому Бог действовал,не он; он был, если сравнивать, будто хорошо настроенный музыкальныйинструмент, на котором гениальный композитор или исполнитель может играть так,что уже не замечаешь ни инструмента, ни композитора, ни исполнителя—только пронизываешься тем переживанием, какое рождает в тебе звучащая мелодия.С другой стороны— какое смирение! Иоанн Креститель говорит о себе: янедостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Того, Который грядет за мной(Мк1:7),— то есть Иисуса Христа. Такая непостижимая, ничемнепобедимая, несокрушимая сила, но одновременно— сознание: я—только прозрачность, я— только голос.О чем же говорит этот голос? Вот тут я хочу вам прочесть из Евангелия отЛуки первую проповедь Иоанна Крестителя:При первосвященниках Анне и Каиафе, был глаголБожий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне. И он проходил по всей окрестной странеИорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов, как написано вкниге слов пророка Исаии, который говорит: глас вопиющего в пустыне:приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему; всякий дол да наполнится,и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные путисделаются гладкими; и узрит всякая плоть спасение Божие. Иоанн приходившемукреститься от него народу говорил: порождения ехиднины! кто внушил вам бежатьот будущего гнева? Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говоритьв себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сихвоздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево,не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. И спрашивал его народ:что же нам делать? Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему,и у кого есть пища, делай то же. Пришли и мытари креститься, и сказали ему:учитель! что нам делать? Он отвечал им: ничего не требуйте более определенноговам. Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого необижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем. Когда же народ былв ожидании, и все помышляли в сердцах своих об Иоанне, не Христос ли он,—Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идёт Сильнейший меня, у Которого янедостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем.Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу в житницу