Митрополит Сурожский Антоний. Труды

Свою, а солому сожжет огнем неугасимым. Многое и другое благовествовал он

народу, поучая его (Лк3:2—18).

Дальше я буду говорить о том, что содержится в сердцевине проповеди Иоанна

Крестителя: о покаянии.

Христос назван в Ветхом и в Новом Завете двумя именами: Эммануил, то

есть «с нами Бог», «Бог посреди нас», и Иисус, что значит «Бог спасает».

И Иоанн Креститель ясно указывает, от чего Бог нас спасает и каким путем можно

приобрести это спасение. Бог спасает нас от греха, и путь к этомуспасению— покаяние. Но что же такое грех? Часто мы думаем о грехе как онарушении добрых отношений с людьми. Но в грехе есть гораздо больше того, онопаснее, он страшнее. Вот несколько представлений о том, что такое грех, я ихберу из Ветхого и, главным образом, из Нового Завета.Грех является нарушением закона, но какого закона?— закона жизни.Жизнь в настоящем смысле слова возможна только через участие в жизни СамогоБога, так как Он является единственным не обусловленным, самостоятельнымисточником жизни, лучше сказать: Он— самая жизнь. Оторваться от Негозначит вступить в область потускнения, вымирания и, наконец, самой смерти.Поэтому грех есть беззаконие, но не надо обманываться. Быть послушным закону незначит быть «законопослушным» в юридическом смысле этого слова, то есть бытьисполнителем правил, остающихся для нас внешними. Чтобы лучше это понять, мыможем сравнить то, что Ветхий и Новый Завет говорят нам о законе. ВетхозаветныйЗакон, данный через Моисея на горе Синайской, состоит из большого числа разныхправил, и люди, которые придерживались этих правил, оставались им верными доконца в течение всей жизни, всю свою энергию, силу, волю отдавая на послушаниеэтим правилам, могли считать себя праведниками. Богу нечего было с нихспросить, потому что они выполнили каждую букву, каждое слово, сказанное Им вЗаконе. В Новом Завете Христос тоже дает нам заповеди, но отношение к ним иное,чем к ветхозаветным предписаниям: заповеди Христа учат нас не как поступать,а какими быть; заповеди Христа— путь. Мы не можемотноситься к ним рабски, повинуясь из страха или в надежде на награду. Путемзаповедей мы вырастаем в общение, в глубокое, все более совершенное единство сБогом, приобщаемся Его совершенству и святости. Не от исполнения приказовБожиих, а от сроднения с тем, что апостол Павел называет умом Христовым (1Кор2:16),сроднения с подходом, с пониманием Божиим, мы можем спасти себя, то естьприобщиться жизни Божественной. Это значит, что то, что нам представлено вНовом Завете в виде законов, в сущности— не правила жизни, а указания нато, что должно бы в нас, в нашем сердце, в нашем уме быть силой, движущей нашейжизнью. Это не внешний закон, а описание внутреннего человека(Рим7:22).В этом отношении, когда я говорю, что мы не можем спастись, если нарушаемзакон жизни, то я говорю не о поступках, а о том, чтобы этот закон жизни сталдействительно нашим существом и мы не могли иначе поступить, потому что уже