Митрополит Сурожский Антоний. Труды

Бог ему ответил: довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается

в немощи (2Кор12:9).

Вот таким был Иоанн Креститель. Он всецело отдал себя Богу, и потому Бог действовал,

не он; он был, если сравнивать, будто хорошо настроенный музыкальный

инструмент, на котором гениальный композитор или исполнитель может играть так,

что уже не замечаешь ни инструмента, ни композитора, ни исполнителя—

только пронизываешься тем переживанием, какое рождает в тебе звучащая мелодия.

С другой стороны— какое смирение! Иоанн Креститель говорит о себе: янедостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Того, Который грядет за мной(Мк1:7),— то есть Иисуса Христа. Такая непостижимая, ничемнепобедимая, несокрушимая сила, но одновременно— сознание: я—только прозрачность, я— только голос.О чем же говорит этот голос? Вот тут я хочу вам прочесть из Евангелия отЛуки первую проповедь Иоанна Крестителя:При первосвященниках Анне и Каиафе, был глаголБожий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне. И он проходил по всей окрестной странеИорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов, как написано вкниге слов пророка Исаии, который говорит: глас вопиющего в пустыне:приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему; всякий дол да наполнится,и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные путисделаются гладкими; и узрит всякая плоть спасение Божие. Иоанн приходившемукреститься от него народу говорил: порождения ехиднины! кто внушил вам бежатьот будущего гнева? Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говоритьв себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сихвоздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево,не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. И спрашивал его народ:что же нам делать? Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему,и у кого есть пища, делай то же. Пришли и мытари креститься, и сказали ему:учитель! что нам делать? Он отвечал им: ничего не требуйте более определенноговам. Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого необижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем. Когда же народ былв ожидании, и все помышляли в сердцах своих об Иоанне, не Христос ли он,—Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идёт Сильнейший меня, у Которого янедостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем.Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу в житницуСвою, а солому сожжет огнем неугасимым. Многое и другое благовествовал оннароду, поучая его (Лк3:2—18).Дальше я буду говорить о том, что содержится в сердцевине проповеди ИоаннаКрестителя: о покаянии.Христос назван в Ветхом и в Новом Завете двумя именами: Эммануил, тоесть «с нами Бог», «Бог посреди нас», и Иисус, что значит «Бог спасает».И Иоанн Креститель ясно указывает, от чего Бог нас спасает и каким путем можно