Митрополит Сурожский Антоний. Труды

Бога, так как Он является единственным не обусловленным, самостоятельным

источником жизни, лучше сказать: Он— самая жизнь. Оторваться от Него

значит вступить в область потускнения, вымирания и, наконец, самой смерти.

Поэтому грех есть беззаконие, но не надо обманываться. Быть послушным закону не

значит быть «законопослушным» в юридическом смысле этого слова, то есть быть

исполнителем правил, остающихся для нас внешними. Чтобы лучше это понять, мы

можем сравнить то, что Ветхий и Новый Завет говорят нам о законе. Ветхозаветный

Закон, данный через Моисея на горе Синайской, состоит из большого числа разныхправил, и люди, которые придерживались этих правил, оставались им верными доконца в течение всей жизни, всю свою энергию, силу, волю отдавая на послушаниеэтим правилам, могли считать себя праведниками. Богу нечего было с нихспросить, потому что они выполнили каждую букву, каждое слово, сказанное Им вЗаконе. В Новом Завете Христос тоже дает нам заповеди, но отношение к ним иное,чем к ветхозаветным предписаниям: заповеди Христа учат нас не как поступать,а какими быть; заповеди Христа— путь. Мы не можемотноситься к ним рабски, повинуясь из страха или в надежде на награду. Путемзаповедей мы вырастаем в общение, в глубокое, все более совершенное единство сБогом, приобщаемся Его совершенству и святости. Не от исполнения приказовБожиих, а от сроднения с тем, что апостол Павел называет умом Христовым (1Кор2:16),сроднения с подходом, с пониманием Божиим, мы можем спасти себя, то естьприобщиться жизни Божественной. Это значит, что то, что нам представлено вНовом Завете в виде законов, в сущности— не правила жизни, а указания нато, что должно бы в нас, в нашем сердце, в нашем уме быть силой, движущей нашейжизнью. Это не внешний закон, а описание внутреннего человека(Рим7:22).В этом отношении, когда я говорю, что мы не можем спастись, если нарушаемзакон жизни, то я говорю не о поступках, а о том, чтобы этот закон жизни сталдействительно нашим существом и мы не могли иначе поступить, потому что ужеприобщились к мысли, к замыслу Божиему. Если мы разделяем Его желание, любимто, что Он любит, мы с Ним едины.И это очень важно, потому что очень легко превратить новозаветные правила, которыенам дает Христос, в ветхозаветный закон, стать исполнителями, оставаясь как бывне этого опыта. Я помню человека, который так воспринял Евангелие. Он считалсебя чистым, светлым христианином. Он никогда не пропустил бы нищего, не позвавего и не дав ему тарелку супа и медную монету, но он нищего никогда не пускал вдом. Он останавливал его в дверях и говорил: «Только не смей вступать твоимигрязными башмаками в мой чистый коридор!» И когда тот кончал есть похлебку иполучал грош, он говорил: «А теперь иди и не возвращайся ко мне, я тебе вседал, что тебе нужно!» Он считал, что исполнил дело милосердия— а в сердцеу него никакого милосердия не было.Вот в этом и заключается разница между исполнением закона в юридическомсмысле и тем, чтобы стать человеком, для которого заповедь является зовом