Митрополит Сурожский Антоний. Труды

жизни: стать таким человеком, который иначе поступить не может.

Второе понятие о грехе, тоже очень важное и связанное с предыдущим, это

оторванность от Бога. Мы только потому относимся к воле Божией как к внешнему

закону, что мы от Бога оторваны сердцем. Эта оторванность нашего сердца от

Бога, нашей воли от воли Божией, наших мыслей от мыслей и представлений

Божественных и является основной нашей греховностью, тем состоянием полусмерти,

потускнения, о котором я говорил раньше. Но грех еще развивается дальше, и из

этого состояния оторванности рождаются и последствия ее: осиротелость,внутренний разлад, рознь с людьми, вражда с остальной тварью. И в этомотношении грех расползается, приобретает бесконечное число разных оттенков:ненависти, страха, жадности, всех видов сосредоточенности на себе, потому чтомы потеряли Бога. В начале Евангелия от Иоанна говорится (в славянскомпереводе), что Слово Божие было к Богу (Ин1:1). В греческом текстеговорится не о том, что это Слово «к Богу», а о том, что Слово как бы рвется,тянется, всецело направлено на Бога и Отца. Таково настоящее отношение человекак Богу, образцом чего является Христос. Мы же оторваны от Него и засыхаем, каксучок, который отрезан, отрублен, оторвался от дерева.Третье, что я хочу сказать по поводу греха: нельзя утешаться мыслью, будтоесть крупные и мелкие грехи. Конечно, разница есть, но и малый грех, если онпроизвольный, сознательно, цинично выбранный, может убить душу. В пример того,что может сделать мелкий грех, я приведу сравнение. Во время войны я былврачом, и в какую-то ночь с близкого уже фронта принесли в наше отделениетяжело раненного офицера, прошитого насквозь пулеметной очередью. Можно было быожидать, что ему остается только умереть. Но ему посчастливилось: ни один изжизненно важных органов не был затронут, его оперировали, лечили, он выжил. И вту же ночь меня вызвали, потому что привезли молодого солдатика. Он был вкабаке, повздорил с другим солдатом, оба были пьяны, тот размахивал маленькимперочинным ножом, ударил своего товарища в шею и разрезал у него крупный сосуд,и когда его принесли в больницу, он был при смерти, его едва удалось откачать.Вот опять-таки: пулемет можно себе представить как крупный грех, убийственноеявление,— что такое перочинный ножик по сравнению с тяжелым пулеметом? Авместе с тем человек мог от него умереть.То же бывает, если мы небрежно относимся к нашим греховным желаниям, к тому,как нас тянет к греху, как мы этот «мелкий» грех начинаем любить и лелеять, какмы наконец до него доходим. В сравнении с этим крупный грех порой менееубийствен. Первый, кто ко мне пришел на исповедь, был убийца. Сердце его былоразбито покаянием, ужасом от того, что он сделал. Да, он потом отбывал срок втюрьме, и это время в тюрьме было временем исцеления. Тогда как тысячи и тысячилюдей накапливают множество мелких грехов, не замечая, как эти грехи их гноят,делают бессильными, безответственными. В этом отношении можно сказать: где быты ни перешел реку, как бы ты ее ни перешел— вброд, вплавь, по мосту, налодке, ты оказался на вражьей стороне, ты изменил своему подлинному призванию,