Митрополит Сурожский Антоний. Труды

именно изменил себе, потому что ты перестал быть цельным человеком. Вот разные

подходы ко греху.

Я к этому еще вернусь в другом разрезе. Но теперь я хочу перейти к другому

вопросу: к вопросу о том, как же избыть грех, что же делать.

Первое, о чем возвещает Иоанн Креститель, это покаяние. Что же такое

покаяние? На греческом языке это слово означает поворот: поворот души, поворот

жизни. Это момент, когда мы осознаем свое бедственное положение, когда мы

чувствуем отвращение к нему и к себе, когда вдруг рождается в нас, хотьзачаточно, решимость перестроиться, начать заново и по-новому жить. Вы навернослыхали фразу из Нового Завета: вера без дел мертва (Иак2:17).Плакаться— недостаточно, больше того— бесплодно. Покаяниезаключается в том, чтобы прийти в сознание, принять решение и действоватьсоответственно. И тут я могу вам привести отрывок из поучения святого ТихонаЗадонского. Он советует одному молодому священнику говорить людям, что вЦарство Божие идут большей частью не от победы к победе, а от падения кпадению, но доходит до Царства Божия тот, кто после каждого падения, вместотого чтобы садиться у края дороги и плакать над собой, встает и идет дальше; исколько бы он ни падал, каждый раз поднимается и идет. Вот о чем мы должнывсегда помнить: что покаяния всецелого, мгновенного не бывает. Да, конечно,некоторые души, некоторые великаны духа могут вдруг осознать свою греховность ипеременить сразу весь ход своей жизни, но мы большей частью исправляем егопостепенно, шаг за шагом. Давайте помнить то, что святитель Тихон Задонскийговорит: не плачься над собой, встань и иди, пусть в слезах, пусть в ужасе, но иди,не останавливаясь.Но что может так потрясти душу, чтобы человек решился все изменить в своейжизни? Я вам могу привести пример. Будучи тюремным священником в Лондоне, явстретил одного заключенного, у которого, не в пример другим, было радостноелицо, чувствовалась в нем какая-то надежда. Я сначала думал, что кончается егосрок, но он только начинался. Я его спросил: «Откуда у тебя такое вдохновение?»Он ответил: «Вы этого не можете понять. Я с юношества был вором, и воромталантливым, меня никто не мог словить, никто не сумел меня обличить. Нопостепенно я начал понимать, что я на дурном пути. Я начал видеть последствиясвоих поступков, видеть, как люди, обокраденные мною, оплакивали драгоценныедля них вещи, пусть безделушки, но такие вещи, которые им были дороги каквоспоминания о детстве, о скончавшихся родителях. Я решил меняться. Но язаметил, что каждый раз, когда я делал попытку перемениться, люди на менясмотрели с подозрительностью: раз он меняется, значит, что-то неладно в нем. Ия каждый раз возвращался к прошлому. А потом я был взят, меня поймали на деле,судили, посадили, и теперь все знают, что я был вором, но когда я вернусь вжизнь, я могу сказать: да, я был вором, но теперь я решил быть честнымчеловеком, мне нечего скрывать ни от кого».Это редкий случай, это не всякому удается. Редко кто среди нас вор, но кто