Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

именно изменил себе, потому что ты перестал быть цельным человеком. Вот разные

подходы ко греху.

Я к этому еще вернусь в другом разрезе. Но теперь я хочу перейти к другому

вопросу: к вопросу о том, как же избыть грех, что же делать.

Первое, о чем возвещает Иоанн Креститель, это покаяние. Что же такое

покаяние? На греческом языке это слово означает поворот: поворот души, поворот

жизни. Это момент, когда мы осознаем свое бедственное положение, когда мы

чувствуем отвращение к нему и к себе, когда вдруг рождается в нас, хоть

зачаточно, решимость перестроиться, начать заново и по-новому жить. Вы наверно

слыхали фразу из Нового Завета: вера без дел мертва (Иак2:17).

Плакаться— недостаточно, больше того— бесплодно. Покаяние

заключается в том, чтобы прийти в сознание, принять решение и действовать

соответственно. И тут я могу вам привести отрывок из поучения святого Тихона

Задонского. Он советует одному молодому священнику говорить людям, что в

Царство Божие идут большей частью не от победы к победе, а от падения к

падению, но доходит до Царства Божия тот, кто после каждого падения, вместо

того чтобы садиться у края дороги и плакать над собой, встает и идет дальше; и

сколько бы он ни падал, каждый раз поднимается и идет. Вот о чем мы должны

всегда помнить: что покаяния всецелого, мгновенного не бывает. Да, конечно,

некоторые души, некоторые великаны духа могут вдруг осознать свою греховность и

переменить сразу весь ход своей жизни, но мы большей частью исправляем его

постепенно, шаг за шагом. Давайте помнить то, что святитель Тихон Задонский

говорит: не плачься над собой, встань и иди, пусть в слезах, пусть в ужасе, но иди,

не останавливаясь.

Но что может так потрясти душу, чтобы человек решился все изменить в своей

жизни? Я вам могу привести пример. Будучи тюремным священником в Лондоне, я

встретил одного заключенного, у которого, не в пример другим, было радостное

лицо, чувствовалась в нем какая-то надежда. Я сначала думал, что кончается его