Митрополит Сурожский Антоний. Труды

И те люди, которые встречали Иоанна Крестителя, встречались не только с его

силой (я уже об этом говорил), с его прозрачностью, которая его делала только

гласом Божиим, или с его смирением,— они встречались с бескомпромиссностью

в его лице, с человеком радикальной цельности. Видя его, они могли себя

сравнить с тем, что он собой представлял, и это было побуждением для них

покаяться, то есть с ужасом увидеть свое бедственное состояние и решить: таким,

такой я жить больше не могу. Я видел, я видела нечто, что уже положило конец

прошлой моей жизни, теперь должно начаться новое.Продолжим чтение Евангелия от Марка:И было в те дни, пришел Иисус из НазаретаГалилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увиделИоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был снебес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мк1:9—11).Рассказ, как вы видите, очень схематический и короткий, я его восполню отрывкомиз Евангелия от Матфея, где дано более полное описание того, что совершилось:Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан кИоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобнокреститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ:оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанндопускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды,— и се,отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, иниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мойвозлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф3:13—17).Я хочу сказать нечто о крещении Иисуса Христа. Люди приходили к Иоаннукреститься, исповедуя свои грехи. Они приходили к Иоанну, потрясенные его проповедью,тем, что есть правда на земле, что есть правда небесная, что есть суд на земле,суд совести, а в вечности— суд Божий и что тот, кто не помирится со своейсовестью на этой земле, безответным станет перед судом Божиим. Иоанн Предтечаговорил о покаянии именно в этом смысле: обратитесь к Богу, отвернитесь отвсего того, что вас пленяет, что вас делает рабами ваших страстей, страхов,жадности, отвернитесь от всего того, что недостойно вас и о чем ваша совестьговорит: нет, это слишком мало, ты слишком большое существо, слишком глубокое,слишком значительное для того, чтобы просто предаться этим страстям, этимстрахам. Но можно ли сказать нечто подобное о Христе? Мы знаем, что Христос былСын Божий не только в каком-то переносном смысле слова, но в самом прямом. Онбыл Бог, Который облекся в человечество, воплотился. Вся полнота Божества, какговорит апостол, обитает в Нем телесно (Кол2:9), и можно ли себепредставить, что человеческое существо, пронизанное Божеством, как железобывает пронизано огнем, может одновременно быть грешным, то есть холодным,мрачным? Конечно, нет; и поэтому мы утверждаем, мы верим, мы знаем опытно, чтоГосподь наш Иисус Христос и как человек был безгрешен, а как Бог— был вовсем совершенен. Зачем же Ему было креститься? Какой в этом смысл? Этого