Митрополит Сурожский Антоний. Труды

Евангелие не объясняет, и мы имеем право задавать себе вопросы, мы имеем право

недоумевать, мы имеем право глубоко задуматься над тем, что это значит.

Вот объяснение, которое мне когда-то дал один пожилой священник. Я был тогда

молод и ставил ему этот вопрос, и он мне говорил: знаешь, мне представляется,

что, когда люди приходили к Иоанну, исповедовали свои грехи, свои неправды, всю

свою нечистоту и душевную, и телесную, они как бы символически ее омывали в

водах реки Иордана. И его воды, которые были чисты, как всякие воды,

становились постепенно оскверненными водами. Эти воды, насыщенные человеческойнечистотой, неправдой, человеческим грехом, человеческим безбожием,постепенно становились мертвыми водами, способными только убить. И Христос вэти воды погрузился, потому что Он хотел не только стать человеком совершенным,но хотел, как совершенный человек, понести на Себе весь ужас, всю тяжестьчеловеческого греха. Он погрузился в эти мертвые воды, и эти воды передали Емусмерть, смертность, принадлежавшую тем людям, которые согрешили и несли в себесмертность, смерть, как оброцы греха (Рим6:23), то есть возмездиеза грех. Это момент, когда Христос приобщается— не греху нашему, а всемпоследствиям этого греха, включая самую смерть, которая, в каком-то отношении,ничего общего с Ним не имеет, потому что, как говорит святой Максим Исповедник,не может быть, чтобы человеческое существо, которое пронизано Божеством, былосмертно. И действительно, церковная песнь, которую мы слышим на Страстнойседмице, говорит: О Свет, как Ты потухаешь? О Жизнь вечная, как Ты умираешь?200 Да, Он— вечная жизнь, Он—свет, и Он потухает нашей темнотой, и Он умирает нашей смертью. ПоэтомуОн и говорит Иоанну Крестителю: оставь, не препятствуй Мне погрузиться в этиводы, нам надо исполнить всю правду— то есть все, что справедливо, все,что должно быть сделано для спасения мира, должно нами быть сейчас исполнено.Но почему же тогда Он приходит на воды крещения тридцати лет, а не раньше ине позже? Тут опять-таки можно задуматься над тем, что это могло значить.Когда Бог стал человеком в утробе Матери, был совершен односторонний актпремудрости и любви Божией. Телесность, душевность, человечество рождающегосяХриста были как бы взяты Богом без того, чтобы они могли воспротивиться. На этодала согласие Божия Матерь: Вот, Я Раба Господня, пусть будет Мне по словуТвоему (Лк1:38). Родился Ребенок, который был в полном смыслечеловеком, то есть самовластным, с правом выбора между добром и злом, с правомвыбора между Богом и Его противником. И в течение всей жизни— детства,юношества, более взрослых лет— Он созревал в полной Своей отдаче Богу. ПоСвоему человечеству, как человек Он принимал на Себя все то, что Бог на Неговозложил через веру Божией Матери, через Ее отдачу Себя и Его. Онпришел, чтобы и как человек взять на Себя все, что на Себя взял Бог, Сын Божий,когда на Предвечном Совете Он принял решение сотворить человека и— когдаэтот человек падет— понести все последствия Своего первичного актатворения и того страшного дара свободы, который был дан человеку. В славянскомтексте Ветхого Завета, в пророчестве Исаии (Ис7:15—16), о Христе