Митрополит Сурожский Антоний. Труды

теперь человеку велено (или дано, доверено) довести дело Божие под Его

водительством до совершенства. Этот седьмой день— это история

человечества, это наше время, в котором мы живем и в которое мы должны войти

творчески, как соработники Божии, как строители того Царства, в котором Бог будет

все во всем (1Кор15:28).

В Ветхом Завете этот седьмой день считался святым днем, когда и человек

должен был отдохнуть от своих обычных земных дел, посвятив день Богу, молитве,

чтению Священного Писания и изучению его, подвигу духовной жизни. Но не толькочеловек должен был почить: должна была почить вся природа. Человек не творилземных дел, не пахал. На природу эта заповедь тоже распространялась: каждыйседьмой год было предписано дать покой земле, дать отдых полю, пахать следовалодругие области. Этим уже в Ветхом Завете завязывается экологическая тема,которая сейчас стала столь трагически важной. Вот и ставится вопрос: творить лидобро в этот день (что, по мнению фарисеев и книжников, нарушало субботу) или,воздерживаясь от всякого доброго дела, фактически творить зло? Ясно, что эту«субботу»— период времени, который является историей, человек долженупотребить на то, чтобы все дело Божие довести до совершенства, не заковываяего в такие законы, которые не дают никакой твари, ни человеку, ни остальномумиру дышать, действовать, возрастать, перерастать свое естественное состояние,из плотского делаться духовным. Вот о чем говорит Христос в этом отрывке.Глава третьяТретья глава Евангелия от Марка начинается так:И пришел опять в синагогу; там был человек, имевшийиссохшую руку. И наблюдали за Ним, не исцелит ли его в субботу, чтобы обвинитьЕго. Он же говорит человеку, имевшему иссохшую руку: стань на средину. А имговорит: должно ли в субботу добро делать, или зло делать? душу спасти, илипогубить? Но они молчали. И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточениисердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою. Он протянул, и стала рукаего здорова, как другая (Мк3:1—5).В этом евангельском отрывке говорится, что Христос «прогневался». Как можно представитьсебе Христа— такого прозрачного, стройного— во гневе? Есть ли гневв Боге? Существует ли «праведный» гнев?Это выражение надо сопоставить с тем, что немножко дальше мы читаем о болиХристовой, о Его жалости. Его гнев был без греховной примеси. Когда мыгневаемся, мы злимся. Христос не злился, Он пылал гневом в совершенно иномсмысле. Боль, которая в Нем рождалась при виде намеренного зла, выражалась втом, что Он не мог этого выдержать, не сказав строгое, суровое слово. К нам жеапостол Павел в Послании к Ефесянам обращается с предупреждением о том, что инаш гнев должен бы быть святой гнев, то есть без греха, без раздражения, такойгнев может быть выражением предельной боли:Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдетво гневе вашем; и не давайте места диаволу. Кто крал, вперед не кради, а лучше