Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

теперь человеку велено (или дано, доверено) довести дело Божие под Его

водительством до совершенства. Этот седьмой день— это история

человечества, это наше время, в котором мы живем и в которое мы должны войти

творчески, как соработники Божии, как строители того Царства, в котором Бог будет

все во всем (1Кор15:28).

В Ветхом Завете этот седьмой день считался святым днем, когда и человек

должен был отдохнуть от своих обычных земных дел, посвятив день Богу, молитве,

чтению Священного Писания и изучению его, подвигу духовной жизни. Но не только

человек должен был почить: должна была почить вся природа. Человек не творил

земных дел, не пахал. На природу эта заповедь тоже распространялась: каждый

седьмой год было предписано дать покой земле, дать отдых полю, пахать следовало

другие области. Этим уже в Ветхом Завете завязывается экологическая тема,

которая сейчас стала столь трагически важной. Вот и ставится вопрос: творить ли

добро в этот день (что, по мнению фарисеев и книжников, нарушало субботу) или,

воздерживаясь от всякого доброго дела, фактически творить зло? Ясно, что эту

«субботу»— период времени, который является историей, человек должен

употребить на то, чтобы все дело Божие довести до совершенства, не заковывая

его в такие законы, которые не дают никакой твари, ни человеку, ни остальному

миру дышать, действовать, возрастать, перерастать свое естественное состояние,

из плотского делаться духовным. Вот о чем говорит Христос в этом отрывке.

Глава третья

Третья глава Евангелия от Марка начинается так:

И пришел опять в синагогу; там был человек, имевший

иссохшую руку. И наблюдали за Ним, не исцелит ли его в субботу, чтобы обвинить

Его. Он же говорит человеку, имевшему иссохшую руку: стань на средину. А им

говорит: должно ли в субботу добро делать, или зло делать? душу спасти, или

погубить? Но они молчали. И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении

сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою. Он протянул, и стала рука