Митрополит Сурожский Антоний. Труды

Я хочу обратить ваше внимание на два места: гневаясь, не согрешайте; и

дальше: не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день

искупления. И всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою

злобою да будут удалены от вас. Такой подход мы встречаем не только в

Священном Писании, а везде, где говорится слово из глубин опыта

человеческого— не злого, а опыта, достойного человека. Вы, наверное,

помните, как в «Братьях Карамазовых» старец Зосима рассказывает о своей юности.

Он говорит: люди-то были хорошие, да поступали плохо204. Он умел различить между поступком ичеловеком, умел, ненавидя зло, жалеть преступника и не обманываться, будто,ненавидя человека, мы ненавидим действующее в нем зло. Зло в человеке этораненность грехом. Зло в человеке— это болезнь, в худшем случае—это одержимость, состояние, которое должно было бы вызывать в нас жалость исострадание. Это мы и видим во Христе в предельном смысле, потому что Он пришелгрешников спасти— и какой ценой! Он Сам говорит: Нет больше той любви,как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин15:13). Христоскаждого человека считал Своим ближним, Своим другом. Он берет на Себя всютяжесть человеческого отпадения от Бога, все его последствия, и к каждомучеловеку, к тем, кто Его ненавидит ярой ненавистью, Он относится с этимсостраданием. Вспомните, как в момент, когда Его пригвождали ко кресту, Онобратился к Богу с молитвой: прости им, Отче! они не знают, что творят (Лк23:34).Иногда говорят, что нельзя не прощать своим врагам, но ненавидеть враговБожиих— законно. Это же безумие! Бог возлюбил тех, которые (это словоапостола Павла, не мое) были врагами Ему (Рим5:10), стал человеком, умерза них, чтобы иметь власть им прощать. Неужели своей ненавистью к тем, кого мысчитаем врагами Божиими, мы Ему как бы бросаем укор и говорим: «Ты ошибся, Тыбыл не прав. Хотя Ты их любил крестной любовью, я их буду ненавидеть„праведной“ ненавистью»? Христос пришел грешных спасти. Я пришел не судитьмир, но спасти мир,— говорит Он Сам (Ин12:47). В тех местахСвященного Писания, Евангелия, где Бог как будто с гневом обращается кокружающим, этот гнев выражает предельную боль, горячность, ожог боли, а нененависть. Да, Христос относится сурово к тому злу, которое происходит отсоблазнов, Он порой сурово обращается к тем, которые не хотят видеть правды иотвергают ее, хотя знают, где правда и где неправда. Вы наверно помнитенекоторые места в Евангелии от Матфея, которые в этом отношении особенно разительны.Вот пример: горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире иСидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пеплепокаялись (Мф11:21). Да, горе… Это не проклятие, это крик боли: ведьЯ творил чудеса в вашей среде, Я исцелял больных, Я произносил слова, которыепереворачивают души самых грешных людей, а вы Меня изгнали и отвергли; горевам, горе, пока вы не опомнитесь! И в другом месте есть слова, которыесвященники произносят большей частью очень сурово, забывая именно о боли Христовой.Можно их читать и так, сурово, но можно, представляя себе боль Христову о том,