Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

Я хочу обратить ваше внимание на два места: гневаясь, не согрешайте; и

дальше: не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день

искупления. И всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою

злобою да будут удалены от вас. Такой подход мы встречаем не только в

Священном Писании, а везде, где говорится слово из глубин опыта

человеческого— не злого, а опыта, достойного человека. Вы, наверное,

помните, как в «Братьях Карамазовых» старец Зосима рассказывает о своей юности.

Он говорит: люди-то были хорошие, да поступали плохо204. Он умел различить между поступком и

человеком, умел, ненавидя зло, жалеть преступника и не обманываться, будто,

ненавидя человека, мы ненавидим действующее в нем зло. Зло в человеке это

раненность грехом. Зло в человеке— это болезнь, в худшем случае—

это одержимость, состояние, которое должно было бы вызывать в нас жалость и

сострадание. Это мы и видим во Христе в предельном смысле, потому что Он пришел

грешников спасти— и какой ценой! Он Сам говорит: Нет больше той любви,

как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин15:13). Христос

каждого человека считал Своим ближним, Своим другом. Он берет на Себя всю

тяжесть человеческого отпадения от Бога, все его последствия, и к каждому

человеку, к тем, кто Его ненавидит ярой ненавистью, Он относится с этим

состраданием. Вспомните, как в момент, когда Его пригвождали ко кресту, Он

обратился к Богу с молитвой: прости им, Отче! они не знают, что творят (Лк23:34).

Иногда говорят, что нельзя не прощать своим врагам, но ненавидеть врагов

Божиих— законно. Это же безумие! Бог возлюбил тех, которые (это слово

апостола Павла, не мое) были врагами Ему (Рим5:10), стал человеком, умер

за них, чтобы иметь власть им прощать. Неужели своей ненавистью к тем, кого мы

считаем врагами Божиими, мы Ему как бы бросаем укор и говорим: «Ты ошибся, Ты

был не прав. Хотя Ты их любил крестной любовью, я их буду ненавидеть

„праведной“ ненавистью»? Христос пришел грешных спасти. Я пришел не судить

мир, но спасти мир,— говорит Он Сам (Ин12:47). В тех местах