Митрополит Сурожский Антоний. Труды

вдвое худшим вас (Мф23:13—15).

И еще дальше мы читаем:

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что

даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд,

милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять. Вожди слепые,

оцеживающие комара, а верблюда поглощающие! Горе вам, книжники и фарисеи,

лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны

хищения и неправды. Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда,чтобы чиста была и внешность их (Мф23:23—26).Конечно, здесь идет речь не о чашах и блюдах, а о том, чтобы человек очистилсвое сердце, свой ум, выправил свою волю и чтобы та правда, которая живет вглубинах его души, нашла себе выражение вовне.И еще одно замечание хочу сделать о зле. Злоба, раздражение, ненавистьявляются порой (мне кажется, очень часто) обратной реакцией человека, которыйиспытывает несправедливость, который страдает в себе и особенно в ближних,любимых ему людях. Такой человек порой делается злобным, жестоким и может дажепроизнести слова такие страшные, каких он не сказал бы, если боль не вызвала быэтих слов. Мне вспоминается очень меня поразивший случай. Во время войны я былхирургом на фронте. У одного пленного немца развился огромный нарыв на ноге. Онменя просил его оперировать, но я отказался, так как среди пленных был хирург,который по Женевскому соглашению имел право оперировать пленных немцев, и ястарался соблюдать это правило. Оперировать должен был этот немецкий хирург, яже предложил ему, что буду давать анестезию во время операции. «Зачем?—сказал он мне.— Он молодой человек, солдат, пусть стиснет зубы и выноситстрадание». Он действительно так и оперировал: ножом разрезал всю ногу под крикиэтого несчастного. Тот сначала кричал и плакал, потом начал ругаться, потомпроклинать этого офицера, затем он сказал хульные слова на Бога. А когдаоперация была кончена, он вытянулся под караул на операционном столе и сказалофицеру: «Простите за слова, которые я произнес!» И хирург ответил что-то оченьстрашное и очень правдивое, он сказал: «Ты меня этим не обидел. Когда человекстрадает, он сначала кричит и плачет, потом он начинает ругаться, потом онначинает проклинать свою судьбу, потом, если у него есть возможность, онпроклинает человека, который ему причиняет зло, а если страдание дойдет допредела, выше человеческих сил, он начинает проклинать Бога». Этот врач в своембезумии— потому что он был безумен в своей жестокости— уловил нечтоочень важное: порой человек говорит злое или даже творит зло, потому что в немтакая боль, которую он ничем иначе не может выразить.Но здесь речь идет не об этом. Книжники и фарисеи никакой такой боли нечувствовали. Они из своей успокоенности и своей лжеправедности творили зло тем,что отказывались творить добро, и вот почему Христос с такой болью и с такимсвятым, освящающим гневом к ним обращался.Фарисеи, выйдя, немедленно составили с