Митрополит Сурожский Антоний. Труды

ярость, в ненависть толпы, которая перед Пилатом будет кричать: распни, распни

Его! Не Его— Варавву нам отдай! (Мк15:11—14).

Понять это можно только так, мне кажется. Как бы глубже слоем, чем внешнее

торжество, это событие несет печать глубинного недоразумения. Встречают Христа

как царя, ожидают в Нем политического вождя. До сих пор Он скрывался, теперь Он

открыто въезжает в город со Своими учениками. И люди думают, что приближается

время, когда Он возьмет в Свои руки судьбы Израиля, когда настанет время

политической, государственной и общественной независимости еврейского народа,когда наступит время возмездия язычникам, мести Израиля, когда он воцарится,восторжествует. Народ ожидает, что кончается время его унижения и начинаетсяслава— последняя, победная слава Израиля.А Христос вступает в Иерусалим как кроткий Царь, Царство Которого не от мирасего. Он пришел принести это Царство в сердца человеческие, Он пришелустановить новое Царство, от которого страшно становится человеческому сердцу,потому что оно— Царство совершенной, самоотверженной любви,самоотречения, Царство изгнанничества ради правды и ради истины, Царство,которое всецело в человеческих сердцах и определяется пока только тем, что вчьих-то сердцах— немногочисленных или многих— единственным Царемявляется Господь Бог. Люди ожидали от Него земной победы, обеспеченности,покоя, устойчивости— Христос им предлагает оторваться от земли, статьбездомными странниками, проповедниками этого Царства, которое и самому человекубывает так страшно.И вот эти люди, которые недавно встречали Его с таким торжеством, восстаютна Него с таким негодованием и ненавистью, непримиримой ненавистью, потому чтоОн обманул все их надежды. Жить без надежды человек едва ли может, новоспламениться надеждой, когда она уже угасла,— и увидеть эту надеждупоруганной порой бывает невыносимо. И тот, кто явился причиной такогопоругания, падения последней надежды, едва ли может надеяться на милость человеческую.Это и случилось со Христом.Потом взошел на гору и позвал к Себе, кого Самхотел; и пришли к Нему. И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были и чтобыпосылать их на проповедь, и чтобы они имели власть исцелять от болезней иизгонять бесов; поставил Симона, нарекши ему имя Петр, Иакова Зеведеева иИоанна, брата Иакова, нарекши им имена Воанергес, то есть «сыны громовы»,Андрея, Филиппа, Варфоломея, Матфея, Фому, Иакова Алфеева, Фаддея, СимонаКананита и Иуду Искариотского, который и предал Его (Мк3:13—19).С этого времени заметно старание Иисуса выделять из общего числа учениковболее тесный круг лиц, лучше понимающих Его или порой хоть не понимающих, нослепо, преданно, любовно за Ним следующих. Господь Иисус Христос стараетсяразвить из них полезных деятелей. В какой-то мере общественная проповедь Христапостепенно отходит на второй план и главное усилие Его начинаетсосредоточиваться на этом кружке будущих апостолов. И с каким терпением Он