Митрополит Сурожский Антоний. Труды

Кананита и Иуду Искариотского, который и предал Его (Мк3:13—19).

С этого времени заметно старание Иисуса выделять из общего числа учеников

более тесный круг лиц, лучше понимающих Его или порой хоть не понимающих, но

слепо, преданно, любовно за Ним следующих. Господь Иисус Христос старается

развить из них полезных деятелей. В какой-то мере общественная проповедь Христа

постепенно отходит на второй план и главное усилие Его начинает

сосредоточиваться на этом кружке будущих апостолов. И с каким терпением Он

воспитывает их! Мы можем видеть целый ряд моментов, которые я хочу выделить,раньше чем вернусь к тому отрывку, который я читал.В Евангелии от Иоанна мы читаем:Фома сказал Ему: Господи! не знаем, кудаидешь; и как можем знать путь? Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь;никто не приходит к Отцу, как только через Меня. Если бы вы знали Меня, тознали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его. Филипп сказал Ему:Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас. Иисус сказал ему: столько времениЯ с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же тыговоришь: покажи нам Отца? Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне?(Ин14:5—10).Здесь видно непонимание учеников. Несмотря на то что они постоянно следовализа Христом, внимали Его словам, что Он отдельно учил их, они многого непонимали до последнего момента, пока Христос не воскрес. Согласно Евангелию отИоанна, Он говорит: Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можетевместить (Ин16:12). И еще есть место в Евангелии от Луки:Был же и спор между ними, кто из них долженпочитаться бльшим. Он же сказал им: цари господствуют над народами, ивладеющие ими благодетелями называются, а вы не так: но кто из вас больше, будькак меньший, и начальствующий— как служащий. Ибо кто больше: возлежащий,или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий(Лк22:24—27).Это я вычитываю для того, чтобы показать, как долго и терпеливо Христуприходилось воспитывать Своих учеников, приготавливать их к исполнению того, кчему они были призваны, то есть к проповеди Его. Содержанием их проповеди недолжно было быть нечто, что они как бы слышали, но чего они не испытали и непознали глубинным внутренним опытом. Апостол Иоанн пишет в одном из своихпосланий: мы говорим о том, что мы слышали, что видели своими очами, чторассматривали и что осязали руки наши (1Ин1:1). Апостолы знают,о чем они говорят. Так ли мы говорим о Христе? Так ли мы способны пронестисвидетельство нашей веры? Христос их— и нас!— посылает на проповедьименно быть свидетелями Его. А свидетель— это тот, кто видел, кто знаетиз внутреннего опыта, из глубинного переживания, убежденно. И затем, какследствие этой приобщенности Христу, они получают власть исцелять болезни ипрогонять бесов.