Митрополит Сурожский Антоний. Труды

является нашим ближним. В 25-йглаве Евангелия от Матфея Христос нам

указывает: что бы мы ни сделали человеку в нужде— ввели его в дом, потому

что он бездомный, накормили, потому что он голодный, одели, потому что он

нагой, и так далее,— все это мы сделали Ему Самому, поскольку все это

проистекает из глубин нашей способности любить, видеть нужду и служить

нуждающемуся (Мф25:35—40).

Попутно мне хочется затронуть один вопрос, который порой вызывает

недоумения: вопрос о братьях Христовых. В православной вере мы утверждаем, чтоМать Христа, Мария, была Девой, когда родился Спаситель, мы утверждаем и верим,и каким-то внутренним опытом знаем, что Она осталась Приснодевой, то есть Девойнавсегда, что Она не знала мужа. О ком же идет речь, когда Евангелие говорит обратьях Христовых?Исследования указывают на два момента. Во-первых, на то, что обрученныйМарии Иосиф был немолодым человеком, был ранее женат, овдовел и у него былидети. То есть братья Христовы— это сводные братья. Это дети человека,обрученного Марии, который телом никогда не стал Ее мужем, был хранителем Еедевства.Кроме того, не только в древности, но и в наше время слова «брат», «сестра»,«дети» не всегда употребляются в прямом смысле, указывая на родовоесоотношение. Например, о двоюродных братьях и сестрах, если они намдействительно близки, мы часто по-русски говорим просто «мой брат», «моясестра», не указывая собеседнику, которому это знать и неинтересно, в какойточной степени родства это лицо находится по отношению к нам. В древнейлитературе, в Ветхом Завете говорится о «детях» в общем смысле, то есть нетолько о сыновьях и дочерях, но о потомках. Например, «чада (дети)Авраама»— это весь израильский народ, все те, которые родились как бы отодного источника. Поэтому употребление в Ветхом и Новом Завете этого слова необязательно указывает на прямое рождение от данного человека.Когда мы думаем о Богородице, Матери Спасителя Христа, если мы верим, чтоИисус Христос был действительно Самим Богом, ставшим человеком,— какможем мы себе представить, что Его Матерь, родив в мир воплощенного Бога, потоммогла вернуться к обычной жизни замужней женщины? Можем ли мы себе этовоображением представить? Я говорю даже не о чутье, но о спокойном разуме.Женщина, которая сознает, что в ней девственно был зачат Сын Божий, не можетсебя чувствовать иначе, как навсегда— не только на время, но на всювечность— Храмом Живого Бога, который должен остаться неприкосновенным,святым.Поэтому, когда мы читаем о братьях Христовых, мы знаем, что это сводныебратья, дети Иосифа, и что Матерь Господа нашего Иисуса Христа была, как мыговорим на церковном языке, до Рождества, в Рождестве и после Рождества—Дева205.А книжники, пришедшие из Иерусалима, говорили,что Он имеет в Себе веельзевула и что изгоняет бесов силою бесовского князя. И,призвав их, говорил им притчами: как может сатана изгонять сатану? Если царстворазделится само в себе, не может устоять царство т; и если домразделится сам в себе, не может устоять дом тот; и если сатана восстал насамого себя и разделился, не может устоять, но пришел конец его. Никто, войдя вдом сильного, не может расхитить вещей его, если прежде не свяжет сильного, итогда расхитит дом его. Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим