Митрополит Сурожский Антоний. Труды

все грехи и хуления, какими бы ни хулили; но кто будет хулить Духа Святаго,

тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению. Сие сказал Он,

потому что говорили: в Нем нечистый дух (Мк3:22—30).

Я хочу обратить ваше внимание на ряд пунктов в этом рассказе. Первый

относится к хулению Святого Духа. Для того чтобы подорвать авторитет Христа,

для того чтобы погубить Его всеконечно, враги Христа стали распространять слух,

будто Он силой зла творит мнимое добро, будто Он улавливает людей чудесами,

которые исходят не от Бога, а от сатаны, обманывает людей видимым добром, длятого чтобы окончательно их погубить, поработить Себе и через Себя— смертии окончательному проклятию и разрушению. Христос резко и определенновысказывается на эту тему, произносит строгое осуждение такому их отношению кСебе.Но почему? Неужели фарисеи, книжники, противники Христа не могли в Немпросто ошибаться? Нет! Они не могли своим внутренним опытом не видеть, что воХристе качествует и действует добро, что Он сострадательно, любовно относитсяко всем, кто Его окружает, они не могли не знать, что каждое слово Егопроповеди созвучно тому Ветхому Завету, в который они верят, что даже тогда,когда Он как будто нарушает то или другое правило, Он их не нарушает, аисполняет правила более совершенные.Вы наверно помните слова Христовы: суббота для человека, а не человек длясубботы (Мк2:27). Закон дан для того, чтобы человек рос, чтобычеловек жил, чтобы он мог творчески действовать, чтобы он мог строитьжизнь, и поэтому подчинять человека закону так, чтобы закон убивал,—неправильно, греховно, богопротивно. Буква убивает, дух животворит,—говорится в другом месте Писания (2Кор3:6). Дух— то естьсмысл, который вложен в закон, смысл того, что говорится, и намерение, котороевложено в него, является духом этого закона. Фарисеи и книжники, которыеобличали Христа, будто Он духом нечистым творит добро, этим же утверждали, чтоЕго проповедь будто бы является делом зла. Но они знали— внутренним своимопытом и ученостью своей,— что Он никаким образом не идет против ученияСвященного Писания, богооткровенного Писания. И поэтому, отвергая Христа, онихулили того Святого Духа, Который внушил Писания Ветхого Завета, Которыйвыдвигал пророков и Который сейчас говорил устами Спасителя Христа.Нам надо понять, что эта тема относится не только к проповеди Самого Христа,это относится к каждому из нас, как грозное, строгое предупреждение. Когда мызнаем, что в том или другом, что совершается вокруг нас, действует сила Божия,когда мы знаем из внутреннего опыта, как бы из какой-то внутренней очевидности,правды, совести, которые у нас есть, что слова, которые мы слышим, являются неложью, а правдой, кто бы их ни произносил, но не хотим их принять, потому чтопроизносит их человек, нам «чужой», то мы тоже стоим на пороге хулы противСвятого Духа. Апостол Павел в этом отношении выразился удивительно смело. Онговорит, что радуется проповеди Евангелия, даже если она лицемерна: хотя тот,