Митрополит Сурожский Антоний. Труды

зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на

земле; а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие

ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные. И таковыми

многими притчами проповедывал им слово, сколько они могли слышать. Без притчи

же не говорил им, а ученикам наедине изъяснял всё (Мк4:21—34).

Я хочу обратить ваше внимание на целый ряд моментов в этом коротком отрывке.

Для чего приносится свеча? Для того чтобы светить. А кому? Разумеется, не

только тому, кто эту свечу принес и зажег. Она должна светить всем, ктонаходится в комнате. Эта свечка, поставленная на окно или просто стоящая на столев хижине, может явиться путеводной звездой для потерявшегося человека. То жесамое Христос говорит о том, что мы слышим, чему научились, что раскрылось ирасцвело в нашей душе, о том слове, том понимании, которое в нашей душе ужепринесло какой-то свой плод. Раньше я говорил, что нам дано с другими делитьсятем богатством, которое выпало на нашу долю, другим давать то, что мы получили.А что будет иначе? Иначе мы потеряем то, что нам было дано. Ведь можно сказать,что в конечном итоге все это дело Божие. Апостол Павел в Послании к Коринфянамговорит: я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог (1Кор3:6).И это мы должны помнить. Причем мы должны помнить: быстрота, с которой словорастет, не обязательно соответствует нашему желанию, чтобы все исполнилось какможно скорее. Как запало в душу слово, образ, понимание, как взошло—иногда непостижимо. Не сразу духовно оживший человек становится зрелымчеловеком. Нужно иметь терпение и с собой, и с другими. Напрасно мы иногдападаем духом, не видя в себе и в других желанного роста,— Божие семя раноили поздно взойдет. Прежде нежели колос может показаться над землей, должнопроизойти нечто неизбежное с семенем под землею: оно должно раствориться, какбы исчезнуть. Семя это перестает быть замкнутой единицей, оно пронизывается,пропитывается влагой, его больше узнать нельзя, отличить от земли нельзя. Итолько тогда, когда это семя уже нельзя отличить от почвы, в которой ононаходится, тогда начинается плодотворение. И этот плод может явиться не толькодраматически, каким-то потрясающим образом, но самым малым, незаметным образом.Об этом говорит рассказ о горчичном зерне. Малюсенькое зерно падает наземлю, углубляется в нее, начинает таять, как бы исчезать, перестает иметь своюобособленную личность ради того, чтобы сродниться, срастись с той почвой, вкоторой оно находится. Потом это малюсенькое зерно дает плод, и вырастает целыйкуст, где могут укрыться птицы небесные, громадные по сравнению с малюсенькимзерном. И поэтому нам надо помнить, что не обязательно мы должны что-тогромадное принести, какое-то откровение дать. Иногда одно слово, сказанноевовремя, даже сказанное нечаянно, может человеку переменить жизнь. Причем необязательно Божественное слово— просто слово, которое исходит из недрчего-то, чему мы сами научились.Когда-то я преподавал в Русской гимназии в Париже. Помню, однажды девочкалет четырнадцати сидела и весь урок плакала. Когда она выходила, я стоял у