Митрополит Сурожский Антоний. Труды

вместо себя, выбрать настоящее свое призвание вместо бесконечно мелких вещей, в

которых мы можем быть удачливы, которых мы можем достигнуть. Мы можем

достигнуть образования, учености, в значительной мере развить свои таланты, но

этим не ограничивается наше человеческое призвание, хотя это может быть

частицей того, что выкует из нас человека. Но последнее наше призвание—

стать по отношению к себе и по отношению к небу, по отношению к человечеству,

по отношению к космосу и по отношению к Богу тем, чем был, есть и остается

Христос. И поэтому, когда мы говорим: Да приидет Царствие Твое,—мы просим в первую очередь: Господи! Приди и воцарись во мне! Я Тебе открываюдверь всей своей жизни, ума, сердца, воли, действий— всего: приди! Во мнеесть сопротивление— победи! Во мне будут моменты бунта— победи итут! Я хочу Твоей победы, чего бы это ни стоило мне по человечеству, то естьчеловечеству в самом малом смысле этого слова, тому, что мы называем моечеловечество— моя немощь, моя малость, мое недостоинство.Царство Божие ширится вокруг нас от человека к человеку. Часто говорят: «Яне могу всех любить!» Конечно, не можешь! Никто из нас и себя-то не умеетлюбить. Никто из нас не умеет любить по-настоящему даже самых любимых, не точто всех. Всех любить, пока никого нет,— легко, но полюбить конкретноодного, другого, третьего человека… Старец Назарий, игумен Валаамскогомонастыря, говорил, что всех любить мы не способны, но могли бы попробоватьхоть немногих полюбить по-настоящему, то есть забывая о себе, любя их так, чтоони для нас делаются важнее, чем мы сами. Это бывает. Это бывает между родными,это бывает между друзьями, это бывает между как будто чужими людьми. Такоеотношение нельзя классифицировать: нельзя сказать «родителей», «детей», «мужа»,«жену», «друзей». Это очень лично, но надо к этому стремиться: научиться любитьхоть одного человека с забвением себя. И когда я говорю «с забвением себя», яне хочу сказать— забывая себя в каком-то дурмане безумия, а— небудучи в состоянии даже вспомнить о себе, когда другому что-то нужно или когдадумаешь о нем. Христос говорит: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя (Мк8:34).И в начале Евангелия от Иоанна на славянском и греческом языках говорится: ИСлово было к Богу (Ин1:1). То есть не c Богом, аустремлено к Богу. Любовь Сына Божия такова, что только Отец существуетдля Него, не Он Сам,— Отец и Дух Святой, и такая же самозабвенная любовьв Отце по отношению к Сыну и к Духу и у Духа по отношению к Отцу и Сыну. Надоначинать подвижнически с самых близких, с тех, которых естественно и легколюбить. Не начинать с трудного, а с простого, но уже беспощадно по отношению ксебе: не потому, что это удобно, не потому, что это приятно, а просто потому,что это так.И на этом пути встает вопрос: как вынести другого человека? Потому что, еслия был бы несовершенен, а другой человек— совершенный, тогда борьба былабы только с самим собой, но тут две величины, которые взаимно трудны. АпостолПавел говорит: друг друга тяготы носите, и так исполните закон Христов (Гал6:2).