Митрополит Сурожский Антоний. Труды

хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся

тебе в воскресение праведных. Услышав это, некто из возлежащих с Ним сказал

Ему: блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием! Он же сказал ему: один человек

сделал большой ужин и звал многих, и когда наступило время ужина, послал раба

своего сказать званым: идите, ибо уже всё готово. И начали все, как бы

сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти

посмотреть ее; прошу тебя, извини меня. Другой сказал: я купил пять пар волов и

иду испытать их; прошу тебя, извини меня. Третий сказал: я женился и потому немогу придти. И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда,разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам ипереулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых. И сказал раб:господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место. Господин сказал рабу:пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом мой. Ибосказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых,но мало избранных (Лк14:13—24).Разве это не точная картина того, о чем я говорил? Мы призваны на Божий пир.Этот пир должен был начаться на земле, если бы человек не изменил себе и неизменил Богу. Когда Бог создавал мир, Он его создавал прекрасным, в полнойгармонии с Собой и в гармонии всех тварей между собой. И этот мир мог быустоять в первозданной красоте, мог бы вырасти из красоты невинности в стройнуюи уже непоколебимую красоту святости,— но человек изменил и себе, и Богу.Он был призван быть вождем всего мира от невинности к святости, но сам отступилот этого пути, и весь мир заколебался и стал таким, каким мы его видим. И вот вначале этой притчи нам даны три образа, которые применимы к каждому из нас вэтом падшем мире, который мы выбрали своей родиной, тогда как нашародина— Царство Божие, которое могло бы быть землей и небом одновременно,но остается только небом, пока не будет одержана Богом окончательная победа надзлом, над рознью, над грехом.Первый из званых говорит посланному от хозяина дома: я себе приобрел клочокземли, мне надо его осмотреть, освоить, он— мой. Это то, о чем я толькочто говорил,— мы выбрали землю и говорим: я ее хочу освоить, она—моя, я до конца хочу ею обладать, я хочу, чтобы она была тем, что я есть. И незамечаем, что, стараясь удержать землю, сделать ее своей, сами делаемся еерабами, мы ей принадлежим. Мы не можем от нее оторваться, мы всецело внее погружены, корнями врастаем в нее, больше не взираем ввысь, а смотримтолько на эту землю: чтобы она была плодотворна. И в конечном итоге, мы такэтой земле принадлежим, что костьми ложимся в нее, нас в нее погребают, нашетело в ней растворяется, то, что, как мы думали, наше,— теперь намиобладает. Нам некогда идти на пир Божий, на пир веры, на радость встречи,на Божественную гармонию всего, потому что мы хотим освоить землю, и врезультате она нас поглощает.Другой говорит: я купил пять пар волов— надо же мне их испытать! Надо