Митрополит Сурожский Антоний. Труды

творческой благодарности, которая создавала бы для людей вокруг нас то чудо Царства

Божия, Царства любви, взаимной заботливости, к которому все мы призваны. А

вокруг нас люди, как тот должник, немного задолжавший своему знакомому, нам

«должны» что-нибудь: забывают нас, обижают нас, унижают— что только не

делают. Но если бросить на весы все это— и то, что для нас представляет

Бог, дивный, святой, вечный и готовый нас считать Своими дочерьми и сыновьями,

Своими родными детьми, и все, что Бог нам в Своей неописуемой любви и щедрости

дает, то по сравнению с этим все, чем мы можем быть обижены жизнью и людьми,делается таким малым! Нет сравнения между нашей «чуткостью», болью, которую мычувствуем, унижением нашей гордости и тем, что Бог есть и что Бог дает.Бог ничего от нас не требует для спасения, кроме одного— и это многораз выступает в Евангелии. Я вам дал один пример, есть другие, но я имею в видудва евангельских отрывка. Первый— Молитва Господня «Отче наш»(Мф6:9—13). Все зависит от Бога: Да святится имя Твое, да приидетЦарствие Твое, да будет воля Твоя; Хлеб наш насущный даждь нам днесь; Не введинас во искушение; Избави нас от лукаваго— всего этого мы просим: дабудет… Но одного мы просим с очень для нас ответственным условием: Оставинам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим. И Христос об этомповторно говорит: какой мерой вы другим мерите, такой вам будет отмерено(Мф7:2). Здесь мы берем наше спасение в собственные руки. И в Нагорнойпроповеди среди заповедей блаженства есть одно блаженство, которое зависит отнас: Блаженны миротворцы (Мф5:9). Мы должны творить мир—творить мир не из себя, но творить его из дара Божия. Все остальные блаженствакак бы даны, это блаженство— в наших руках. Здесь как бы грань, которуюнам надо пройти, чтобы быть Божиими.И поэтому Евангелие— благая весть о том, что спасение пришло, чтоспасение не только при дверях, но с нами Бог, в нашей среде, мы Ему уже свои,как говорит апостол Павел (Еф2:19), и не только в смысле«свойственники», но мы Ему родные. Христос называет нас «братьями», «сестрами»Своими (Мф12:50), и в Нем, через Него, потому что мы Его братья и сестры,мы делаемся родными детьми Бога и Отца. Мы— свои Богу, как же на это неотозваться благодарностью— активной, живой, творческой, если нужно—жертвенной? И если мы не отзываемся, если все Евангелие, как говорится в канонепреподобного Андрея Критского, бессильно против нашей косности218, то что может нас разбудить? Если мы наэто не можем отозваться благодарностью, то мы ни на что не способны отозватьсяиначе чем мгновенным переживанием, минутным умилением— и все.Как было бы страшно, если бы в конце нашей жизни мы оказались такими, кактот нищий, который вошел в царские палаты есть и пить, которому никакого делане было ни до окружавших его нищих, ни до слуг, все ему предлагавших, ни досамого хозяина, который просто по любви ему предложил стать домочадцем избродяги! Апостол Павел говорит, что мы странники на земле (Евр11:13). Онне говорит «бродяги». Странники— да, потому что наша родина на небе, то