Митрополит Сурожский Антоний. Труды

Такое мнение, однако, представляется неприемлемым. По мнению протоиерея

Георгия Флоровского, «Церковь сейчас обладает не меньшим авторитетом, чем в

прошедшие столетия, ибо Дух Святой живит ее не меньше, чем в былые времена»,

потому нельзя ограничивать «век Отцов» каким-либо временем в прошлом4. А известный современный богослов епископ

Диоклийский Каллист (Уэр) говорит: «Православный христианин должен не просто

знать Отцов и цитировать их: он должен войти в их дух и приобрести

„святоотеческий ум“. Он должен рассматривать Отцов не только как наследие

прошлого, но как живых свидетелей и современников». Епископ Каллист считает,что эпоха Святых Отцов не завершилась в V или VIIIвеке; святоотеческаяэпоха в Православной Церкви продолжается и поныне: «Очень опасно смотреть наОтцов как на законченный корпус писаний, целиком относящихся к прошлому. Развенаш век не может произвести на свет новых Василия или Афанасия? Говорить, чтоСвятых Отцов больше уже не может быть, значит утверждать, что Святой Духпокинул Церковь»5.В противовес католическому представлению о древности как необходимоматрибуте всякого Отца Церкви можно было бы выдвинуть другое— об актуальностисвятоотеческого богословия в любую эпоху. Отцы Церкви были выразителямихристианской веры для своих современников: они писали на языке своей эпохи,использовали понятийный аппарат, доступный их окружению, но при этом онивыражали те истины, которые никогда не устаревают, делились опытом, которыйвсегда актуален. Многих, кто сегодня соприкасается с творениями Отцов прежнихвеков, поражает, насколько они современны. Архаичным может быть язык того илииного Отца Церкви, устаревшими могут быть те или иные научные взгляды, накоторые он опирался, но основной message святоотеческого богословия, егодуховный строй, его догматическая и нравственная сердцевина— все этоостается равно актуальным для нашего современника и для человека древности.Современного читателя поражает в святоотеческом богословии и другое: то,насколько широко смотрели на мир Отцы Церкви. В святоотеческом богословии небыло ничего от той зашоренности, косности, того— не побоюсь этогослова— мракобесия, которое отличает иных современных авторов, выдающихсебя за богословов и хранителей веры отеческой. Дух сектантства, которым дышатпроизведения некоторых нынешних радетелей о чистоте Православия, был ОтцамЦеркви глубоко чужд. Такие авторы, как Василий Великий, Григорий Богослов,Григорий Нисский, Иоанн Златоуст и многие другие, были людьми широкогокругозора, энциклопедических знаний, с уважением относившимися не только кцерковным, но и к светским наукам.Поражает также смелость святых Отцов, их дерзновение: они не боялись ставитьсамые трудные вопросы и искать на них ответы. Отцы Церкви всегда опирались насвоих предшественников, но никогда не ограничивались бездумным повторениемтого, что унаследовали от прошлых веков. Даже если на обсуждение выносилсявопрос, уже неоднократно обсуждавшийся в прошлом, вопрос, по которому быловынесено соборное суждение Церкви, Отцы были готовы в каждую эпоху