Митрополит Сурожский Антоний. Труды

никогда не подрезанных волосах (Суд16:16—19). И дети это воспринимали, ну

как магию, какое-то чудо, и все. На самом же деле и в древности, и позже

длинные волосы, которых никогда не касались ножницы, носили люди, которые всю

свою жизнь, всего себя посвятили Богу (Чис6:2,5). И пока Самсон был

богопосвященным человеком и нес знак этого, у него была неодолимая сила,

но когда он отдал себя во власть Далиды и та отрезала ему эти волосы в знак

того, что он больше не Божий, а ее собственность, вся сила ушла. Если бы мы так

передавали детям суть, вместо того чтобы из этого события сделать нелепыйрассказ о какой-то ветхозаветной магии!Есть другие места, которые озадачивают нас. Почему, например, в целом рядемест говорится о том, что израильтяне начали молиться на высотах, на вершинах,на пригорках и Бог отвернулся от них (напр., 4Цар17:9—18)? Почемунельзя было молиться на пригорке или на какой-нибудь горе или на высоте?Потому, что это было знаком, что они молятся так, как молятся язычники, онипереняли обычаи и действия язычников и этим показали Богу, что они больше неЕму Единому принадлежат, но приобщились к миру, который не Его мир. Можно былобы другие примеры привести, но и этих достаточно, чтобы вы уловили, что надоПисание читать духом.Есть замечательное место у старца Силуана, где он говорит, что Дух Святойживет в Церкви и что, если бы даже все Священное Писание пропало, человечествои Церковь не лишились бы полного познания Бога, потому что человечествопродолжало бы становиться в Церкви и через Церковь Телом Христовым,оживотворенным Духом Божиим. Это смелые слова, но нам иногда приходитсяпринимать слова смелые, потому что они нам передают что-то очень важное. Аважное они нам передают вот что. В течение двух тысяч лет и дальше в глубьВетхого Завета люди читали тексты, которые были несовершенны с точки зренияязыка или грамматики, которые менялись в зависимости от эпохи, но читали ихдухом. Они не останавливались на словах, они в слова вглядывались, вдумывались,входили чувством в них и познавали, что Сам Дух Святой вложил в них. И так мыдолжны научиться читать Ветхий и Новый Завет, молитвы святых.Когда мы читаем Ветхий Завет, Новый Завет, мы сталкиваемся с опытом целыхэпох, и в пределах этих эпох— с живым, победоносным, освящающим опытомотдельных людей. Не напрасно Нестор Летописец говорил о том, что Церковь всвоем учении подобна великому хору. В ней звучит множество голосов, и каждыйголос своеобразен, неповторим, и они сливаются в одну общую гармонию. Вот чтосоставляет дивность Ветхого и Нового Завета: не то, что люди повторяют одно ито же, а то, что из опыта частичного, несовершенного, но чистого, который ониполучили, собрали, люди говорят свое живое, истинное слово, которое соединяетсяс такими же живыми истинными словами других людей и приносит нам Божественнуюправду. Есть множество слов, над которыми нам хорошо бы задуматься, и я хочуэто сделать в течение одной или двух бесед.Но еще одно сравнение мне кажется очень важным— это икона. Во-первых,