Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
никогда не подрезанных волосах (Суд16:16—19). И дети это воспринимали, ну
как магию, какое-то чудо, и все. На самом же деле и в древности, и позже
длинные волосы, которых никогда не касались ножницы, носили люди, которые всю
свою жизнь, всего себя посвятили Богу (Чис6:2,5). И пока Самсон был
богопосвященным человеком и нес знак этого, у него была неодолимая сила,
но когда он отдал себя во власть Далиды и та отрезала ему эти волосы в знак
того, что он больше не Божий, а ее собственность, вся сила ушла. Если бы мы так
передавали детям суть, вместо того чтобы из этого события сделать нелепый
рассказ о какой-то ветхозаветной магии!
Есть другие места, которые озадачивают нас. Почему, например, в целом ряде
мест говорится о том, что израильтяне начали молиться на высотах, на вершинах,
на пригорках и Бог отвернулся от них (напр., 4Цар17:9—18)? Почему
нельзя было молиться на пригорке или на какой-нибудь горе или на высоте?
Потому, что это было знаком, что они молятся так, как молятся язычники, они
переняли обычаи и действия язычников и этим показали Богу, что они больше не
Ему Единому принадлежат, но приобщились к миру, который не Его мир. Можно было
бы другие примеры привести, но и этих достаточно, чтобы вы уловили, что надо
Писание читать духом.
Есть замечательное место у старца Силуана, где он говорит, что Дух Святой
живет в Церкви и что, если бы даже все Священное Писание пропало, человечество
и Церковь не лишились бы полного познания Бога, потому что человечество
продолжало бы становиться в Церкви и через Церковь Телом Христовым,
оживотворенным Духом Божиим. Это смелые слова, но нам иногда приходится
принимать слова смелые, потому что они нам передают что-то очень важное. А
важное они нам передают вот что. В течение двух тысяч лет и дальше в глубь
Ветхого Завета люди читали тексты, которые были несовершенны с точки зрения
языка или грамматики, которые менялись в зависимости от эпохи, но читали их
духом. Они не останавливались на словах, они в слова вглядывались, вдумывались,