Митрополит Сурожский Антоний. Труды

составляет дивность Ветхого и Нового Завета: не то, что люди повторяют одно и

то же, а то, что из опыта частичного, несовершенного, но чистого, который они

получили, собрали, люди говорят свое живое, истинное слово, которое соединяется

с такими же живыми истинными словами других людей и приносит нам Божественную

правду. Есть множество слов, над которыми нам хорошо бы задуматься, и я хочу

это сделать в течение одной или двух бесед.

Но еще одно сравнение мне кажется очень важным— это икона. Во-первых,

всякий человек является иконой Христовой. Он является образом и подобиемБожиим, в нем живет дыхание Божие. Каждая из этих икон является отображениемХриста и вместе с этим не просто копией,— и это изумительно и прекрасно.Но когда мы выражаем наш опыт, будь то в виде иконы, или человеческой речи, илиосуществления нашей жизни, именно это происходит. Жизнь каждого святогоявляется иконой жизни и личности Христа. Слова святых являются голосом Божиим,голосом Святого Духа, Который учит нас в глубинах наших называть Бога Отцом. Вдругие моменты Он вдохновляет нас воздыханиями неизреченными (Рим8:15,26) обращаться к Богу, учит всей тоской души, всем желанием, надеждой, любовьюмолиться и устремляться к Богу.Но когда мы всматриваемся в те иконы, которые есть во всем православноммире, мы видим, что каждая нация облекла Спасителя, Божию Матерь, святых вчерты своей народности, потому что иначе думать они не могли. Невозможно себепредставить чернокожих африканцев, которые изобразили бы Христа в виде белогочеловека, Он был бы для них чужой. Мне вспоминается сейчас рассказ одногомиссионера. Он должен был проповедовать в негритянской деревне, и местный священник-негробратился к своей пастве и сказал: «Вы не смущайтесь, что он такой же белый,как бес, душа его такая же черная, как наша». Это звучит шуткой, но вместе стем в этом такая глубина! Нет такого состояния, нет такой группы людей, котораяне может в своих чертах, на своем языке выразить истину Божию и воспринять ее.И когда мы смотрим, например, на русские иконы, мы видим замечательную вещь: таже икона постепенно менялась в своем облике и порой приобретала новое имя. Япомню, как Леонид Александрович Успенский говорил одному начинающему ученику:«Помни, что икону выдумать невозможно, но икону переписать рабски тоже нельзя,потому что эта икона должна быть твоим опытом в пределах всецерковного опыта,который уже нашел свое выражение в этой иконе». И поэтому, когда мы глядим наразные списки различных икон: Владимирской, Иверской, Казанской, мы в них видимкакие-то различия. Больше того, некоторые иконы приобрели второе имя по месту,где с них была сделана копия. Та же истина, которая прошла через душу другогочеловека, нашла свое истинное, всецерковное выражение в новых чертах.Нам приходится помнить, что познание Бога возможно только путем приобщения кНему. Это приобщение бывает в таинствах, бывает в молитве и бывает через жизнь,соответствующую собственным Божиим путям. Но вести жизнь, соответствующуюЕвангелию,— дело непростое, в том смысле, что эта жизнь не заключается втом, чтобы раболепно, пусть даже очень совершенно, исполнять заповеди Божии. В